ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 8 мая 2009 года N 151 "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 8 мая 2009 года N 151
Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике
(В редакции Закона КР от 1 марта 2012 года N 11)
Глава I Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего общего технического регламента
Настоящий Закон (далее - технический регламент), в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" применяется в целях охраны окружающей среды, определяет основные положения технического регулирования в области экологической безопасности и устанавливает общие требования к обеспечению экологической безопасности при проектировании и осуществлении деятельности на объектах хозяйственной и иной деятельности для процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции.
Требования настоящего технического регламента действуют на территории Кыргызской Республики в отношении процессов производства, хранения, перевозки и утилизации продукции и обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продукции.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего технического регламента используются следующие основные понятия:
государственный экологический контроль - форма оценки соответствия требованиям экологической безопасности, осуществляемая с помощью исследований, измерений и оформлением результатов соответствующими государственными органами;
загрязняющее вещество - вещество, которое при попадании в окружающую среду при определенной концентрации создает угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, материальным и культурным ценностям;
зона влияния объекта хозяйственной и иной деятельности - участок земной и/или водной поверхности, а также атмосферы, в пределах которого отмечается изменение нормативов качества окружающей среды и/или ее компонентов от деятельности объекта хозяйственной и иной деятельности;
категория опасности - ранжированная оценка степени негативного воздействия на состояние окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности;
компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экосистем, истощению природных ресурсов;
обеспечение экологической безопасности - система мер и мероприятий, направленных на исключение риска причинения вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан;
объект хозяйственной и иной деятельности - технический объект, на котором осуществляются один или более видов деятельности по производству, хранению, перевозке, утилизации продукции, отходов производства и потребления, технически объединенные с деятельностью, осуществляемой на данном объекте;
окружающая среда - среда обитания человека, биосфера, являющаяся условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; включает природу как систему естественных экологических систем и ту часть естественной среды, которая преобразована в результате деятельности человека;
природный ландшафт - территория, не подвергшаяся изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризующаяся сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы в процессе хозяйственной и иной деятельности;
субъект хозяйственной и иной деятельности - физическое или юридическое лицо, которое эксплуатирует объект или управляет объектом, или лицо, которому переданы решающие экономические полномочия в отношении технического функционирования объекта;
требования экологической безопасности - обязательные для исполнения требования, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения вреда окружающей среде или здоровью человека;
технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции;
хозяйственная и иная деятельность - процессы производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, утилизации, работы или услуги;
экологический надзор - деятельность специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды по проверке соблюдения требований технических регламентов в области экологической безопасности;
экологические последствия - изменение состояния окружающей среды или здоровья человека в результате хозяйственной и иной деятельности;
экологическая система - система взаимодействия и взаимосвязей сообщества живых организмов с окружающей неживой природой.
Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области экологической безопасности
1. Правовой основой технического регулирования в области экологической безопасности является Конституция Кыргызской Республики, международные соглашения, стороной которых является Кыргызская Республика, законы Кыргызской Республики в области охраны окружающей среды, Закон Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" и настоящий технический регламент.
2. Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, касающиеся сферы применения настоящего технического регламента за соблюдением требований экологической безопасности, применяются в части, не противоречащей настоящему техническому регламенту.
Статья 4. Техническое регулирование в области экологической безопасности
Техническое регулирование в области экологической безопасности представляет собой установленные требования экологической безопасности в настоящем техническом регламенте и в специальных технических регламентах.
Статья 5. Объекты регулирования
Объектами регулирования настоящего технического регламента являются процессы производства, которые применяются или будут применяться на объектах хозяйственной или иной деятельности, для которых установлена категория опасности или для планируемой деятельности которых требуется оценка воздействия на окружающую среду, а также процессы хранения, перевозки и утилизации продукции.
Статья 6. Принципы технического регулирования в сфере экологической безопасности
Техническое регулирование в сфере экологической безопасности осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду до принятия решения по осуществлению хозяйственной и иной деятельности;
2) допустимость установленного уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, исходя из требований экологической безопасности, установленных настоящим и другими техническими регламентами;
3) обеспечение снижения негативного воздействия процессов производства хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду путем использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов, рационального использования природных ресурсов;
4) запрещение функционирования процессов производства хозяйственной и иной деятельности, последствия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к негативному воздействию на окружающую среду;
5) приоритет сохранения естественных экологических систем;
6) принцип открытости: гласность при планировании, запуске процессов производства хозяйственной и иной деятельности, имеющей экологические последствия, тесная связь с общественными организациями и населением, поощрение и стимулирование мер, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Глава 2 Основы обеспечения экологической безопасности
Статья 7. Средства обеспечения экологической безопасности
Обеспечение экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности осуществляется посредством:
1) применения машин и оборудования с конструктивными характеристиками, а также применение технологических процессов, обеспечивающих сокращение негативного воздействия на окружающую среду, безопасность персонала и предотвращение возникновения аварийных ситуаций;
2) применения эффективных методов и технологий очистки выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий утилизации образующихся отходов, которые позволяют минимизировать уровни негативного воздействия на окружающую среду;
3) проведения оценки воздействия на окружающую среду объекта планируемой хозяйственной и иной деятельности до принятия решения об осуществлении указанной деятельности с учетом требований экологической безопасности, установленных настоящим техническим регламентом.
Статья 8. Способы обеспечения экологической безопасности хозяйственной и иной деятельности
1. Выполнение требований по экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности достигается путем применения совокупности необходимых способов защиты окружающей среды и населения от негативного воздействия, возникающего при осуществлении указанной деятельности, которые определяются субъектом хозяйственной и иной деятельности по согласованию со специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды.
2. Экологическая безопасность объектов хозяйственной и иной деятельности обеспечивается:
1) выбором места размещения зданий, сооружений, производственных площадок и иных решений, соответствующих требованиям экологической безопасности;
2) выполнением установленного эксплуатационной документацией режима работы технологического и природоохранного оборудования;
3) соблюдением требований, обеспечивающих защиту окружающей среды при переработке (обработке) опасного сырья, материалов и содержащей их продукции;
4) обеспечением условий безопасного хранения, перевозки опасных видов сырья, материалов, отходов производства и потребления, исключающих их несанкционированное поступление в окружающую среду;
5) заменой технологических процессов и операций, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, процессами и операциями, при применении которых это воздействие будет минимизировано и не превысит разрешенные уровни негативного воздействия;
6) применением малоотходных технологий и технологий с замкнутым циклом производства, а если это невозможно, то технологий своевременной утилизации (удалением, обезвреживанием, захоронением и пр.) отходов производства, являющихся источником негативного воздействия на окружающую среду; использованием систем оборотного водоснабжения; применением других мер и способов достижения требований экологической безопасности с учетом наилучших доступных технологий;
7) совершенствованием технологических процессов и операций с целью минимизации негативного их воздействия на окружающую среду;
8) применением надежно действующих и регулярно проверяемых контрольно-измерительных приборов, устройств противоаварийной защиты, средств получения, обработки и передачи информации.
Глава 3 Требования экологической безопасности к хозяйственной и иной деятельности
Статья 9. Общие требования по обеспечению экологической безопасности, осуществляемой и планируемой хозяйственной и иной деятельности
1. Стабилизация и улучшение состояния окружающей среды обеспечивается соблюдением требований поэтапного снижения уровней негативного воздействия на окружающую среду объектами существующей хозяйственной и иной деятельности, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
2. Объемы размещаемых отходов производства (лимиты на размещение отходов) не должны превышать мощности имеющихся на подведомственной территории объектов организованного размещения отходов, за вычетом отходов перерабатываемых, реализуемых или передаваемых на другие предприятия для утилизации.
3. Установление уровней разрешенного негативного воздействия на окружающую среду объектами существующей и планируемой хозяйственной и иной деятельности осуществляется в порядке, определенном специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в установленном законодательством порядке.
4. Объекты хозяйственной и иной деятельности осуществляют свою деятельность в соответствии с утвержденными разрешениями, отражающими показатели негативного воздействия на окружающую среду, в случае необходимости, плана снижения объемов негативного воздействия с количественными показателями и описанием планируемых мероприятий по уменьшению объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ и образования отходов.
5. Процедура установления уровней разрешенного негативного воздействия (предельно-допустимые выбросы, предельно-допустимые сбросы, лимит размещения отходов) определяется в установленном законодательством порядке.
6. Субъекты хозяйственной и иной деятельности ежегодно представляют отчет о составе и фактических объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, об обращении с отходами в органы государственной статистики, специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды и в органы государственной администрации для ведения учета негативного воздействия на окружающую среду.
7. Субъекты хозяйственной и иной деятельности проводят производственный, ведомственный экологический контроль в соответствии с регламентом, утвержденным руководством субъекта.
8. В случаях поступления в окружающую среду загрязняющих веществ выше разрешенных уровней негативного воздействия, в том числе в результате аварийных ситуаций, субъект хозяйственной и иной деятельности обязан компенсировать вред окружающей среде и здоровью населения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
9. В отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, проводится государственная экологическая экспертиза. Виды экономической деятельности, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе, приведены в Приложении 1 к настоящему Закону.
Статья 10. Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха
1. В целях охраны атмосферного воздуха запрещается:
1) ввод в строй и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных установками очистки выбросов и средствами контроля, а также не использующих малоотходные технологии, в результате чего не выполняются нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
2) эксплуатация автотранспортных средств, не отвечающих требованиям специальных технических регламентов по составу и объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и по уровню шума;
3) захоронение, обезвреживание и сжигание на территории хозяйствующих субъектов и поселений отходов производства и потребления, загрязняющих окружающую среду.
2. Ограничивается содержание загрязняющих веществ в выбросах стационарных и передвижных источников в соответствии с требованиями, устанавливаемыми специальными техническими регламентами.
3. Устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности, выполняются требования по соблюдению их режима.
4. В целях охраны озонового слоя Земли специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды осуществляется государственное регулирование производства и потребления, ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
5. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, имеющие на объекте стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух:
1) обеспечивают соблюдение установленных нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и реализацию планируемых мероприятий по уменьшению установленных лимитов на выбросы загрязняющих веществ;
2) проводят инвентаризацию и учет выбросов загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ по каждому источнику на основании данных производственного экологического контроля;
3) соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ в атмосферный воздух.
6. Государственный контроль за выбросами загрязняющих веществ, парниковых газов и озоноразрушающих веществ от всех источников независимо от их формы собственности осуществляется специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
Статья 11. Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану водных объектов
1. Производственные сточные воды должны максимально полно использоваться в системах оборотного водоснабжения объектов хозяйственной и иной деятельности.
2. В целях охраны водных объектов запрещается:
1) размещение опасных объектов в пределах водоохранных зон и защитных водных полос;
2) сброс в водные объекты, используемые для хозяйственно-питьевого, коммунально-бытового и рыбохозяйственного назначения, в сельскохозяйственных, рекреационных и оздоровительных целях, а также в подземный горизонт и на поля орошения неочищенных, необезвреженных и необеззараженных сточных вод;
3) отведение в системы городских и поселковых канализаций производственных сточных вод, не отвечающих требованиям приема их в канализационную систему, без предварительной очистки на локальных очистных сооружениях;
4) сброс в системы канализации производственных сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены методы определения;
5) ввод в строй и эксплуатация стационарных объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных требуемыми установками очистки сточных вод и средствами контроля их работы;
6) эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах;
7) сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов, в том числе захламление водных объектов и их берегов отходами;
8) сброс осадков сточных вод на несанкционированные места размещения или хранения;
9) сброс производственных неочищенных сточных вод, а также отведение неочищенных ливневых сточных вод в места пониженного рельефа местности;
10) залповые сбросы сточных вод в водные объекты.
3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются сточные воды:
1) обеспечивают соблюдение установленного лимита на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и реализацию запланированных мероприятий по их уменьшению;
2) проводят учет количества забираемых вод из поверхностных и подземных источников;
3) проводят инвентаризацию сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и системы канализации, а также учет переданных сточных вод на очистку другим организациям на основании данных производственного экологического контроля и/или исходя из учета времени и режима работы технологического и очистного оборудования, расхода топлива, сырья и материалов, объемов выпускаемой продукции;
4) соблюдают правила и режимы эксплуатации оборудования и сооружений, предназначенных для очистки сточных вод для сброса их в водные объекты и системы канализации.
Статья 12. Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану объектов животного и растительного мира
1. В целях сохранения объектов животного и растительного мира при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности запрещается:
1) выжигание растительности, хранение и применение пестицидов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других, опасных для объектов животного мира (кроме вредителей) и среды их обитания, материалов, сырья и отходов без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
2) установление сплошных, не имеющих специальных проходов, заграждений и сооружений на путях массовой миграции животных;
3) расчистка просек для строительства объектов хозяйственной и иной деятельности древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных;
4) сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных;
5) изъятие объектов животного и растительного мира без разрешения специально уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
6) изъятие объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики, за исключением изъятия в целях, предусмотренных законодательством;
7) изъятие воды водозаборными сооружениями из водных объектов рыбохозяйственного значения без установки приспособлений (рыбозащитных устройств), предотвращающих попадание в них рыб;
8) использование емкостей и резервуаров без эффективной системы защиты от попадания в них животных;
9) сбор дикорастущих растений, занесенных в перечень наркосодержащих растений, их частей, продуктов и пожнивных остатков, а также отходов природного наркосодержащего сырья, утверждаемый Правительством Кыргызской Республики, с целью личного потребления, реализации или переработки;
10) предоставление объектов растительного мира, расположенных на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пользование или аренду физическим и юридическим лицам, деятельность которых противоречит их целевому назначению и установленному режиму.
2. Ограничивается:
1) добывание промысловых видов объектов животного мира и сбор лекарственных трав правилами, сроками и перечнями разрешенных к применению орудий и способов добывания;
2) проведение работ в период массовой миграции, в местах размножения и линьки, выкармливания молодняка, нереста, нагула и ската молоди рыбы;
3) скорость движения транспорта на путях миграции и в местах концентрации объектов животного мира, для чего устанавливаются специальные знаки.
3. При проектировании и строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности должны обеспечиваться меры защиты объектов животного мира, включая ограничение работ в периоды массовой миграции, в местах размножения и линьки, выкармливания молодняка, нереста, нагула и ската молоди рыбы.
4. Трубопроводы должны быть заглублены (погружены под землю на определенную глубину). При строительстве трубопроводов в легко уязвимых местах среды обитания животных, где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м. В случае пересечения реки трубопровод заглубляется и фиксируется (для предотвращения всплытия). При пересечении трубопроводом верховий рек и ручьев устраивается эстакада. Трубопроводы не должны пересекать нерестилища и зимовальные ямы.
5. В месте пересечения водного объекта, участка концентрации наземных животных или на путях их миграции трубопровод должен оснащаться техническими устройствами, обеспечивающими отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода.
6. После завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки траншей.
7. Промышленные и водохозяйственные процессы должны осуществляться на производственных площадках, имеющих специальные ограждения, предотвращающие появление на территории этих площадок диких животных.
8. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия опасных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке, необходимо:
1) хранить материалы, сырье и отходы только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации;
2) помещать хозяйственные и производственные сточные воды в емкости для обработки на самой производственной площадке или для транспортировки на специальные полигоны для последующей утилизации;
3) обеспечивать полную герметизацию систем сбора, хранения и транспортировки добываемого жидкого и газообразного сырья;
4) снабжать емкости и резервуары системой защиты в целях предотвращения попадания в них животных.
9. При проектировании и сооружении транспортных магистралей необходимо ограничить их прохождение по границам различных типов ландшафтов, на путях миграции и в места концентрации объектов животного мира.
10. Владельцы транспортных средств и организации, эксплуатирующие транспортные магистрали, обязаны принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира. На транспортных магистралях необходимо устанавливать специальные предупредительные знаки и знаки ограничения скорости движения транспорта.
11. Опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции ограждаются устройствами со специальными проходами.
12. При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.
13. При проектировании транспортных магистралей для снижения влияния на объекты животного мира шума движущегося транспорта необходимо устанавливать санитарно-защитные зоны.
14. При проектировании и строительстве новых линий связи и электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям опор. Линии электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических конструкций.
15. При проектировании, сооружении и эксплуатации транспортных магистралей необходимо обеспечить ограждающими устройствами со специальными проходами опасные участки транспортных магистралей в местах концентрации объектов животного мира и на путях их миграции, свободную миграцию рыб и наземных животных при пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков).
16. Для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия электромагнитного поля линий электропередач вдоль этих линий устанавливаются санитарно-защитные полосы.
17. Трансформаторные подстанции на линиях электропередач, их узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами (изгородями, кожухами и другими), предотвращающими проникновение животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы и механизмы. В местах массовой миграции птиц для предотвращения их гибели от столкновения с линиями связи рекомендуется замена воздушной проводной системы связи на подземную кабельную или радиорелейную.
18. При отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных за счет выбора мест водозабора, типа рыбозащитных устройств, объема воды и других мер.
19. В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.
20. Необходимо обеспечить соблюдение требований ввоза и вывоза, а также использование конфискованных диких животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
21. Необходимо сохранять места обитаний видов растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Кыргызской Республики.
22. Природопользователям необходимо соблюдать правила, сроки и перечни разрешенных к применению орудий и способов добывания промысловых видов объектов животного мира и сбора лекарственных трав.
23. Природопользователями необходимо соблюдать условия, правила добывания и содержания в неволе объектов животного мира.
Статья 13. Требования экологической безопасности, обеспечивающие охрану почв и природных ландшафтов
1. При производстве работ, связанных с нарушением почвенного покрова, плодородный слой почвы подлежит снятию, хранению и последующему использованию для рекультивации.
2. Прокладка трасс временных подъездных дорог осуществляется с максимальным использованием существующей дорожной сети с учетом местных природных условий.
3. Движение транспорта и спецтехники осуществляется только по специально построенным дорогам, обеспечивающим безопасное движение, не вызывающее нарушения растительного и почвенного покрова.
4. При разработке месторождений полезных ископаемых хозяйствующий субъект обязан:
1) осуществлять мероприятия, предотвращающие или препятствующие развитию водной и ветровой эрозии почв, засолению, заболачиванию или другим видам сокращения плодородия земель;
2) по окончании работ проводить работы по демонтажу оборудования, восстановлению гидроизоляционных покрытий площадок, бетонных фундаментов, очистке территории от металлолома, строительного мусора, снятию загрязненного слоя грунта на месте проведения работ и прилегающей территории;
3) проводить техническую рекультивацию (планировку поверхности, транспортировку и нанесение плодородного слоя, если он был снят), а также биологическую рекультивацию, методы которой определяются природно-климатическими условиями и целевым использованием земель. Техническая рекультивация выполняется силами субъекта хозяйственной и иной деятельности.
5. Хозяйственная и иная деятельность на особо охраняемых природных территориях ограничивается в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 14. Требования экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления
1. С целью соблюдения требований экологической безопасности в области обращения с отходами производства и потребления запрещается:
1) ввод в эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, не оснащенных техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим регламентом и специальными техническими регламентами;
2) производство и обращение отходов с неустановленным классом опасности для окружающей природной среды;
3) ввоз отходов на территорию Кыргызской Республики в целях их захоронения и обезвреживания;
4) захоронение отходов производства и потребления на территориях поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования;
5) самовольное размещение отходов в окружающей среде;
6) самовольное сжигание отходов;
7) самовольное извлечение захороненных отходов.
2. Отходы производства и потребления в зависимости от степени их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными законодательством Кыргызской Республики в данной сфере.
3. Объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
4. На опасные отходы должен быть составлен паспорт по форме, установленной специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды.
5. Ввоз отходов (сырья) на территорию Кыргызской Республики в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в установленном законодательством порядке. Порядок, правила и перечень отходов, подлежащих регулированию при их трансграничном перемещении, определяются порядком, установленным законодательством Кыргызской Республики в соответствии с международными требованиями.
6. При проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации объектов хозяйственной и иной деятельности должны быть предусмотрены площадки для сбора и/или накопления отходов, оборудованные в соответствии с требованиями, установленными специальными техническими регламентами.
7. Перевозка опасных отходов к местам накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения осуществляется при выполнении следующих условий:
1) наличие паспорта опасных отходов;
2) наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
3) наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
8.