ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 16 ноября 2013 года № 202 "Технический регламент "О промышленной безопасности"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 16 ноября 2013 года № 202
Технический регламент "О промышленной безопасности"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения
1. Настоящий Закон определяет основные положения технического регулирования в области промышленной безопасности, направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации их последствий и устанавливает:
1) объекты технического регулирования, включая способы их идентификации;
2) требования промышленной безопасности, обязательные для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих процессы проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
3) формы оценки соответствия процессов проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
2. Настоящий Закон применяется в целях обеспечения безопасности по защите жизни и здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды.
3. Требования настоящего Закона распространяются на все осуществляемые в пределах территории Кыргызской Республики процессы проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) авария - разрушение, повреждение сооружений, коммуникаций, оборудования, транспортных и других технических средств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв, пожар или выброс опасных веществ;
2) государственный реестр опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) - единый банк данных (система управления базами данных и единая база данных производственных объектов), основанный на единых методологических и программно-технологических принципах и содержащий сведения об опасных производственных объектах, которые эксплуатируются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (далее - организациями) на территории Кыргызской Республики;
3) идентификация опасных производственных объектов (далее - идентификация) - выявление и отнесение объекта в составе организации к категории опасного производственного объекта и определение его типа в соответствии с требованиями настоящего Закона;
4) инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Закона, других нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте;
5) опасный производственный объект - производственный объект (предприятие, цех, участок, площадка, а также иной объект повышенной опасности), представляющий потенциальную опасность жизни и здоровью людей, их имуществу, природной среде, которая может реализоваться в случае аварии;
6) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий;
7) техническое устройство - деталь (элемент), узел (плата, блок), агрегат (стойка), механизм, машина в целом, система машин, используемые в производственной деятельности;
8) требования промышленной безопасности - условия, правила, запреты, ограничения и другие обязательные для выполнения требования, содержащиеся в настоящем Законе, а также в иных нормативных правовых актах, в том числе технических регламентах, соблюдение которых обеспечивает техническую безопасность;
9) уполномоченный орган - орган исполнительной власти, наделенный специальными разрешительными функциями и осуществляющий разработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности;
10) уполномоченный контролирующий орган - орган исполнительной власти, наделенный контрольными и надзорными функциями в области промышленной безопасности и осуществляющий государственный надзор в области промышленной безопасности.
Статья 3. Правовые основы технического регулирования в области промышленной безопасности
Правовой основой технического регулирования в области промышленной безопасности являются Конституция Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, законы Кыргызской Республики в области промышленной безопасности, Закон Кыргызской Республики "Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике" и настоящий Закон.
Статья 4. Техническое регулирование в области промышленной безопасности
1. Техническое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными настоящим Законом и другими техническими регламентами по отраслям промышленности.
2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства.
Статья 5. Объекты технического регулирования
1. К объектам технического регулирования относятся процессы строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, на котором:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов по Цельсию или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества или смесь таких веществ, способные при определенных условиях под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
- средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при попадании в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
- средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
- средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
- средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов по Цельсию;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты, аттракционы;
4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные, геологоразведочные и взрывные работы, работы по добыче и обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;
6) ведутся захоронения отходов горно-металлургического производства, содержащих вещества, опасные для жизнедеятельности человека и окружающей среды.
2. Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.
3. Критерии распределения опасных производственных объектов по степеням риска для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей среды, а также порядок их регистрации в государственном реестре и идентификации устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.
Глава 2. Основы промышленной безопасности
Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся:
1) проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта;
2) изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
3) проведение экспертизы промышленной безопасности;
4) подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.
Статья 7. Требования к проектированию опасного производственного объекта
1. В проектных документациях на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта (далее - проектная документация) должны содержаться требования и мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами. Эти же требования должны соблюдаться как в процессе консервации или ликвидации объекта, так и по их завершении.
2. В проектной документации предусматриваются обоснованные и достаточные решения по обеспечению промышленной безопасности, учитывающие особо сложные геологические и гидрогеологические условия строительства, сейсмичность, оползневые и другие явления.
3. Проектная документация и изменения, вносимые в нее, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
Статья 8. Требования к строительству, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, эксплуатации, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного уполномоченным органом.
2. В процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются отклонения от проектной документации и проектной организацией обеспечивается:
1) контроль качества строительных и монтажных работ;
2) авторский надзор за соблюдением проектных решений.
3. По окончании строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения опасного производственного объекта производится приемка опасного производственного объекта в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере градостроительства. В ходе приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию контролируются: соответствие выполненных работ проектным решениям по обеспечению промышленной безопасности; проведение испытаний технических средств и оборудования, обеспечивающих предупреждение аварий и локализацию их последствий; готовность персонала и аварийно-спасательных служб к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий.
4. Для пусконаладочных работ монтажной организацией разрабатывается специальная технологическая документация, предусматривающая необходимые меры безопасности.
5. Требования к эксплуатации опасного производственного объекта устанавливаются техническими регламентами по видам деятельности.
6. Работы по консервации или ликвидации опасного производственного объекта проводятся в соответствии с проектной документацией.
Статья 9. Требования к организациям, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности
1. Организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, обязаны:
1) выполнять требования промышленной безопасности, установленные нормативными правовыми актами;
2) допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, подготовленных и аттестованных в области промышленной безопасности;
3) выполнять распоряжения (указания, уведомления) уполномоченного контролирующего органа и его должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
4) представлять сведения, необходимые для регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре;
5) проводить экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, согласование планов развития горных и подземных геологоразведочных работ, диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, в установленные техническими регламентами сроки, в том числе отслуживших технический ресурс технических устройств, для определения возможного срока их дальнейшей безопасной эксплуатации;
6) обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля производственных процессов в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами;
7) заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
8) не допускать проникновение посторонних лиц на опасный производственный объект;
9) организовывать и осуществлять производственный контроль в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;
10) планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий;
11) заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", - создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования и нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;
12) иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
13) создавать и поддерживать в надлежащем состоянии системы наблюдения, оповещения, связи и средства индивидуальной защиты в случае аварии;
14) принимать участие в техническом расследовании причин аварий, утрат взрывчатых материалов и сильнодействующих ядовитых веществ на объекте и несчастных случаев на производстве;
15) представлять в уполномоченные органы информацию об авариях, инцидентах и несчастных случаях на производстве, причинах их возникновения и принятых мерах;
16) предусматривать затраты на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности опасного производственного объекта;
17) обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в количестве, необходимом для безопасного выполнения работ;
18) соблюдать порядок и условия применения технических устройств на опасных производственных объектах, предусмотренные техническими регламентами.
2. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых производятся, используются (применяются) и хранятся взрывчатые вещества, обеспечивают их учет и сохранность в установленном соответствующим техническим регламентом порядке.
Статья 10. Требования к персоналу опасного производственного объекта
Персонал опасного производственного объекта обязан:
1) соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте, и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
2) проходить подготовку (переподготовку) и аттестацию в области промышленной безопасности;
3) проходить медицинское обследование;
4) ставить в известность своего непосредственного руководителя и других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
5) приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
6) участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Статья 11. Требования к техническому расследованию причин аварии
1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем уполномоченного органа соответствующей отрасли промышленности либо государственной комиссией, образуемой Правительством Кыргызской Республики.
3. В состав специальной комиссии включаются представители:
1) государственных органов Кыргызской Республики, местной государственной администрации и органов местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;
2) отраслевого профсоюза;
3) организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо вышестоящей организации (при наличии таковой).
4. В состав специальной комиссии также могут включаться представители Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, некоммерческих и других организаций.
5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю необходимую информацию.
6. Порядок проведения технического расследования причин аварии, создания комиссий по техническому расследованию, оформления акта расследования аварии устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
7. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.
Глава 3. Оценка соответствия процессов проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта
Статья 12. Формы оценки соответствия
1. Оценка соответствия процессов проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, изготовления, монтажа, наладки, обслуживания и ремонта технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, осуществляется в целях определения соблюдения требований, предъявляемых настоящим Законом к объектам технического регулирования.
2. Оценка соответствия объектов технического регулирования требованиям настоящего Закона осуществляется в формах:
1) экспертизы промышленной безопасности;
2) государственного надзора.
Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности
1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте и документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
2. Экспертиза промышленной безопасности проводится организацией, аккредитованной в национальном органе по аккредитации, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
Аккредитация такой организации проводится в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.
3. В процессе экспертизы промышленной безопасности осуществляется оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение экспертизы промышленной безопасности.
4. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения определяется Правительством Кыргызской Республики.
Статья 14. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона
1. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется уполномоченным контролирующим органом в форме мероприятий по проверке выполнения требований настоящего Закона.
2. При осуществлении государственного надзора уполномоченный контролирующий орган вправе:
1) осуществлять надзор за соблюдением требований технических регламентов и проектной документации в процессе строительства;
2) посещать организации, осуществляющие деятельность на опасных производственных объектах;
3) знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, осуществляющими деятельность на опасных производственных объектах, требований промышленной безопасности;
4) осуществлять проведение технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку исполнения мер, принимаемых по результатам таких расследований;
5) давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности;
6) приостанавливать деятельность опасного производственного объекта в случае выявления опасности для окружающей среды, угрозы возникновения аварий, жизни и здоровью персонала на период до устранения этой опасности;
7) привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
8) осуществлять иные предусмотренные законодательством Кыргызской Республики действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.
3. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Закона осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
Глава 4. Заключительные и переходные положения
Статья 15. Переходные положения
С момента вступления в силу настоящего Закона нормативные правовые акты, действующие на территории Кыргызской Республики в сфере установления требований промышленной безопасности, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 16. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на опасных производственных объектах, несут ответственность за нарушение требований промышленной безопасности, установленных настоящим Законом, в случаях и порядке, определенных законодательством Кыргызской Республики.
2. Должностные лица, уполномоченные проводить оценку соответствия процессов проектирования, строительства, эксплуатации, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта требованиям промышленной безопасности, установленным настоящим Законом, несут ответственность за нарушение правил и форм оценки соответствия объектов регулирования настоящего Закона на основаниях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 17. О порядке введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 29 ноября 2013 года N 95
2. Правительству Кыргызской Республики в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить нормативные правовые акты, необходимые для применения настоящего Закона.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2001 г., № 10, ст.374);
2) Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 4, ст.367);
3) статью 9 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 9, ст.2863).
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Атамбаев |
|
|
|
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики |
|
3 октября 2013 года |