ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 14 января 1994 года N 1422-XII "О воде"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 14 января 1994 года N 1422-XII
О воде
(В редакции Законов КР от 28 июля и 26 сентября 1995 года N 21-I, 25 июля 2012 года N 132, 10 октября 2012 года N 170, 30 июля 2013 года N 178)
(Введен в действие постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики от 14 января 1994 года N 1423-XII)
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Цели и задачи водного законодательства Кыргызской Республики
Целью и задачами водного законодательства Кыргызской Республики являются регулирование отношений в сфере использования и охраны водных ресурсов (вод), предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на водные объекты и водохозяйственные сооружения и улучшение их состояния, укрепление законности в области водных отношений.
Статья 2. Водное законодательство Кыргызской Республики
Водные отношения в Кыргызской Республике регулируются настоящим Законом Кыргызской Республики "О воде" и издаваемыми в соответствии с ним иными законодательными и нормативными актами Кыргызской Республики. Земельные, лесные, горные, хозяйственные и имущественные отношения, а также отношения, связанных с охраной природы, регулируются специальным законодательством Кыргызской Республики.
Статья 3. Основные принципы использования и охраны водных ресурсов
При осуществлении хозяйственной и иной деятельности в сфере использования и охраны водных ресурсов организации, предприятия, учреждения и граждане Кыргызской Республики, иностранные юридические лица и граждане и лица без гражданства руководствуются следующими основными принципами:
- приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий для его труда и отдыха;
- рациональное использования и охрана вод;
- соблюдение требований водного законодательства, неотвратимость ответственности за их нарушения;
- гласность и тесная связь с населением и общественными организациями в решении задач по использованию и охране вод;
- платность за пользование водными ресурсами и водными объектами;
- международное сотрудничество в области водных отношений.
Статья 4. Государственный водный фонд
Совокупность всех водных объектов, занятых ими земель, в том числе отведенных под водоохранные зоны и полосы и сосредоточенных в них водных ресурсов, составляет государственный водный фонд Кыргызской Республики.
К водным объектам Кыргызской Республики относятся находящиеся на ее территории реки, озера, ледники, снежники, болота, другие поверхностные источники, а также зоны сосредоточения подземных, в том числе лечебно-минеральных и термальных вод.
К водным ресурсам Кыргызской Республики относятся все виды поверхностных и подземных вод, сосредоточенных в водных объектах.
Статья 5. Собственность на государственный водный фонд
Государственный водный фонд Кыргызской Республики является собственностью Кыргызской Республики.
Право собственности на водный фонд на всей территории государства осуществляет Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.
Водные ресурсы, изъятые в установленном порядке из водных объектов, могут составлять собственность юридических и физических лиц и лиц без гражданства.
Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на водные объекты и водные ресурсы, запрещаются.
(В редакции Закона КР от 25 июля 2012 года N 132)
Статья 6. Назначение государственного водного фонда
Государственный водный фонд предназначен для обеспечения сохранности и возобновления водных ресурсов, удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, промышленных, сельскохозяйственных, энергетических, транспортных, рекреационных и иных нужд, обеспечения деятельности заповедников, заказников и среды обитания флоры и фауны.
Статья 7. Охрана государственного водного фонда
Охрана государственного водного фонда заключается в планировании и реализации комплекса мер, направленных на сохранение вод, предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения и истощения вод.
Статья 8. Водохозяйственные сооружения Кыргызской Республики
К водохозяйственным сооружениям Кыргызской Республики относятся искусственно созданные каналы, водоводы, водохранилища, пруды, прочие водоемы с комплексом регулирующих, сопрягающих, проводящих, очистных и иных технических устройств, предназначенных для регулирования, использования и охраны вод.
Статья 9. Собственность на водохозяйственные сооружения
Водохозяйственные сооружения могут являться государственной собственностью либо собственностью юридических и физических лиц, а также иностранных лиц и лиц без гражданства, получивших в установленном порядке лицензию на право пользования водными ресурсами.
Раздел II
Управление и регулирование водных отношений
Статья 10. Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области водных отношений
К компетенции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики в области водных отношений относятся:
- осуществление права собственности на водный фонд, находящийся на территории Кыргызской Республики;
- разработка и совершенствование водного законодательства, контроль за их исполнением;
- определение государственной политики в области использования и охраны вод;
- определение правовых основ регулирования водных отношений;
- установление правового режима водных объектов и водохозяйственных сооружений, объявленных зонами чрезвычайных ситуаций и зонами экологического бедствия;
- установление базовых ставок платежей за водопользование, а также льгот по взиманию платежей;
- ратификация и денонсация международных договоров по вопросам регулирования водных отношений;
- установление чрезвычайного положения или утверждение и отмена акта Президента Кыргызской Республики о введении чрезвычайного положения, вызванного экологической ситуацией или экологическим бедствием на водных объектах или их частях.
Статья 11. Компетенция Правительства Кыргызской Республики в области водных отношений
Правительство Кыргызской Республики в области водных отношений:
- обеспечивает разработку и реализацию государственных водохозяйственных программ, их инвестирование и финансирование;
- координирует деятельность министерств и административных ведомств, других организаций, учреждений и предприятий на территории Кыргызской Республики в области водных отношений;
- устанавливает порядок лицензирования водопользования и предоставления в концессию или аренду водных объектов;
- разрабатывает базовые ставки платежей за воду;
- утверждает нормативы водопользования, порядок определения и взимания платы за водопользование, размещение отходов, загрязнение вод и другие виды их вредного воздействия;
- устанавливает режим особого водопользования в зоне чрезвычайного положения;
- принимает решения об организации особо охраняемых территорий на водных объектах и водохозяйственных сооружениях;
- осуществляет централизованную координацию проектных, изыскательских, научно-исследовательских и конструкторских работ в области регулирования, использования и охраны вод;
- устанавливает порядок использования и охраны вод, государственного контроля и учета вод, а также Государственного водного кадастра и мониторинга водных объектов;
- устанавливает порядок отвода земель водного фонда и предоставляет их в пользование;
- принимает решения о приостановлении, ограничении и прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подчинения, в случае нарушения ими водного законодательства в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики;
- обеспечивает население необходимой информацией о состоянии вод, водных объектов и водохозяйственных сооружений;
- осуществляет руководство внешними связями Кыргызской Республики в области водных отношений;
- регулирует деятельность иностранных юридических и физических лиц в области водных отношений.
Статья 12. Компетенция специально уполномоченных государственных органов в области водных отношений
Государственные органы, специально уполномоченные Правительством Кыргызской Республики осуществляют:
- организацию и регулирование использования и охраны вод, разработку концепций и программ использования и охраны водного фонда от загрязнения, засорения и истощения;
- государственный контроль за использованием и охраной водного фонда;
- установление лимитов и нормативов водопользования;
- выдачу лицензий на право водопользования;
- организацию мониторинга водных объектов;
- ведение Водного кадастра и водохозяйственных балансов;
- ведение государственного учета вод и их использования;
- метрологическое обеспечение контроля и учета водных ресурсов;
- предъявление претензий и исков о возмещении ущерба, причиненного в результате нарушений водного законодательства;
- оформление документов и рассмотрение дел о правонарушениях в области водных отношений;
- проведение проектных, изыскательских, научно-исследовательских и конструкторских работ, связанных с использованием и охраной вод;
- государственную экологическую экспертизу проектов строительства и реконструкции водохозяйственных сооружений и устройств;
- международное сотрудничество в области водных отношений.
Разграничение компетенции специально уполномоченных государственных органов осуществляет Правительство Кыргызской Республики.
Решения специально уполномоченных государственных органов в области водных отношений по вопросам, отнесенным к их компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 13. Компетенция органов местной государственной администрации в области водных отношений
К компетенции органов местной государственной администрации Кыргызской Республики относятся:
- координация деятельности предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, подчиненности и ведомственной принадлежности в области водных отношений;
- обеспечение населения информацией о состоянии водных объектов;
- защита прав водопользователей;
- ограничение права пользования водными объектами;
- содействие в осуществлении мероприятий по сохранению и восстановлению водных объектов, предупреждению, ликвидации вредного воздействия вод и загрязнения в результате аварий и стихийных бедствий;
- согласование размещения и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и технических устройств, влияющих на состояние водных объектов, а также порядка производства работ на водных объектах и прибрежных водоохранных полосах;
- отвод земель водному фонду.
Раздел III
Водопользование
Статья 14. Водопользователи
Водопользователями в Кыргызской Республики вправе быть все юридические лица и граждане Кыргызской Республики, а также иностранные юридические и физические лица, в том числе лица без гражданства.
Пользование водными объектами, водными ресурсами и водохозяйственными сооружениями осуществляется на основании лицензии, водной концессии либо на условиях аренды, предоставляемых в порядке, установленных статьями 16 и 17 настоящего Закона и исключительно для целей, определенных в них.
Статья 15. Виды водопользования
Водные объекты предоставляются в пользование при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии на право водопользования, для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, строительных, транспортных, рыбохозяйственных, рекреационных и иных государственных и общественных потребностей.
Водные объекты предоставляются в приоритетное пользование для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
Водопользование, осуществляемое без применения сооружений или технических устройств, не влияющих на состояние вод, не требует получения юридическими и физическими лицами лицензии на право водопользования, при условии соблюдения требований установленных специально уполномоченными органами.
Статья 16. Лицензии на право водопользования
Лицензия на право водопользования выдается специально уполномоченными государственными органами.
В лицензии устанавливаются порядок и условия пользования водами на обусловленном водном объекте (водохозяйственном сооружении) в нормативно допускаемом объеме, определенного качества и в установленные сроки, а также условия сброса сточных вод.
Статья 17. Водная концессия и аренда
Водные объекты и водохозяйственные сооружения могут быть переданы на определенный срок для их эксплуатации или иной хозяйственной деятельности, установленной в лицензии, в концессию или аренду юридическим лицам и гражданам, в том числе иностранными. Порядок предоставления водных объектов и водохозяйственных сооружений в концессию или аренду устанавливается Правительством Кыргызской Республики в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Кыргызской Республике", "Об аренде и арендных отношениях".
Статья 18. Права водопользователей
В соответствии с целевым назначением, указанным в лицензии на право пользования водными объектом, водопользователи имеют право:
- на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны и другие объединения в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах;
См. Закон КР от 15 марта 2002 года N 38 "Об объединениях (ассоциациях) водопользователей"
- добывать воды для последующего использования;
- эксплуатировать воды для нужд, перечисленных в статье 15 настоящего Закона;
- возводить водохозяйственные сооружения и устройства, а также осуществлять их модернизацию, реконструкцию и ликвидацию;
- пользоваться водными объектами для отдыха, туризма, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий, поддерживания и улучшения состояния окружающей среды;
- требовать от специально уполномоченных государственных органов принятия мер по предотвращению истощения и загрязнения водного фонда, обеспечению водными ресурсами в определенном количестве и качестве;
- требовать в установленном законодательством порядке компенсацию за нанесенный ему ущерб.
Водопользователи вправе осуществлять также и другие действия по пользованию водными объектами и ресурсами, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики.
Статья 19. Ограничение прав водопользователей
В маловодные периоды, при аварийных ситуациях на водных объектах и водохозяйственных сооружениях, угрозе возникновения эпидемий и эпизоотий и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, права водопользователей могут быть ограничены в целях охраны здоровья населения и иных государственных интересах, а также в интересах других водопользователей. При этом не должны ухудшаться условия пользования водами для питьевых и бытовых нужд населения.
Порядок ограничения прав водопользователей при осуществлении неотложных мер по предупреждению и ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, регулируется Правительством Кыргызской Республики.
Статья 20. Прекращение права водопользования
Право водопользования юридических и физических лиц Кыргызской Республики подлежит прекращению в случаях:
- отсутствия необходимости в водопользовании или отказа от него;
- истечение срока лицензии на право водопользования;
- ликвидации юридического лица либо смерти гражданина;
- загрязнения или истощения водных объектов;
- нарушения условий пользования водными объектами и водными ресурсами;
- возникновения обстоятельств, повлекших за собой необходимость изъятия водных объектов из пользования государством с возмещением убытков и затрат водопользователей;
- объявления предприятия, организации, учреждения и гражданина - водопользователей в установленном порядке банкротом.
Право водопользования (кроме права пользования водными ресурсами для питьевых и бытовых нужд) может быть также прекращено в случае нарушения водного законодательства либо в случае использования водного объекта не в соответствии с целями, для которых он представлен.
Законодательством Кыргызской Республики могут быть предусмотрены и другие основания для прекращения прав водопользования.
Статья 21. Порядок прекращения права водопользования
Прекращение права на водопользование осуществляется по решению специально уполномоченных государственных органов, выдавших лицензию.
Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на право водопользования.
Изъятие водных объектов из пользования заповедников производится по решению Правительства Кыргызской Республики.
Статья 22. Охрана прав водопользователей
Права водопользователей охраняются законодательством Кыргызской Республики. Никто не может быть лишен права водопользования иначе, как по основаниям, указанным в настоящем Законе.
Нарушение прав водопользователей подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 23. Возмещение убытков, причиненных проведением водохозяйственных мероприятий
Убытки, причиненные юридическим и физическим лицам проведением водохозяйственных мероприятий, прекращением или изменением условий водопользования, подлежат возмещению в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.
Статья 24. Обязанности водопользователей
Водопользователи обязаны:
- пользоваться водами только в тех целях и условиях, для которых они предоставлены;
- рационально использовать водные объекты, обеспечивать экономное расходование водных ресурсов, их восстановление и улучшение качества;
- не допускать сброс в водные объекты сточных вод, не соответствующих предъявляемым требованиям;
- не допускать нарушения прав, представленных другим водопользователям, а также нанесения ущерба хозяйственным и другим объектам;
- обеспечивать соблюдение на водных объектах и водохозяйственных сооружениях минимально допустимого уровня или расходов воды, соответствующих экологическим, рыбоохранным и иным действующим нормам;
- содержать в исправном состоянии водохозяйственные и очистные сооружения, влияющие на состояние вод, улучшать их эксплуатационные качества;
- организовать самостоятельно либо совместно с другими органами первичный учет забираемой воды, контроль качества воды, а также обеспечивать надлежащее санитарно-техническое состояние водных объектов, сооружений и устройств на них;
- принимать меры по предотвращению и ликвидации последствий загрязнения водных объектов и водохозяйственных сооружений вследствие аварийного сброса загрязняющих веществ;
- проводить рыбоохранные мероприятия.
Выполнять иные требования, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и в лицензии на право водопользования.
Статья 25. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для питьевых, бытовых и иных нужд населения
Для питьевого, бытового водоснабжения и иных нужд населения предоставляются в установленном порядке водные объекты и водохозяйственные сооружения, качество воды которых должно соответствовать установленным санитарным нормам.
(Часть вторая утратила силу в соответствии с Законом КР от 10 октября 2012 года N 170)
(В редакции Закона КР от 10 октября 2012 года N 170)
Статья 26. Пользование водными объектами для лечебных, курортных и оздоровительных целей
Водные объекты, отнесенные к категории лечебных, используются преимущественно для курортных и лечебных целей. Специально уполномоченные государственные органы могут разрешать использование водных объектов, отнесенных к категории лечебных, для других целей при согласовании с органами здравоохранения и управления курортами.
Сброс сточных вод в водные объекты, отнесенные к категории лечебных, запрещается.
Порядок использования вод для отдыха, спорта, туризма и любительского рыболовства устанавливается органами местной государственной администрации, за исключением отдельных водных объектов, где эти действия ограничены или запрещены Правительством Кыргызской Республики или специально уполномоченными государственными органами, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Использование водохозяйственных сооружений для отдыха, спорта, туризма и любительского рыболовства без разрешения специально уполномоченных государственных органов не допускается.
Статья 27. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для нужд сельского хозяйства
Сельскохозяйственное водопользование осуществляется на основе водохозяйственных балансов и ограничивается лимитами водопотребления.
Орошение земель сточными водами производится при согласовании со специально уполномоченными государственными органами, в том числе государственным санитарным и ветеринарным надзорами.
Водные объекты и водохозяйственные сооружения, расположенные на территории пастбищ и скотопрогонов, предоставляются преимущественно для нужд животноводства после удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
Статья 28. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для промышленных целей
Водопользователи, пользующиеся водными объектами и водохозяйственными сооружениями для промышленных целей, обязаны соблюдать технологические нормы и правила водопотребления, обеспечивать сокращение водопотребления и прекращение сброса сточных промышленных (технических) вод, не соответствующих предъявляемым требованиям.
Подземные воды, отнесенные к категории питьевых или лечебных, могут в исключительных случаях использоваться для технического водоснабжения, извлечения содержащихся в них химических элементов, получения тепловой энергии и иных производственных нужд, при условии соблюдения требований к рациональному использованию и охране вод.
В случае стихийных бедствий, аварий и иных чрезвычайных ситуаций, а также при перерасходе промышленным предприятием установленного лимита, потребление воды для промышленных целей может быть сокращено или запрещено в интересах первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
Статья 29. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для нужд гидроэнергетики
Пользования водными объектами и водохозяйственными сооружениями для нужд энергетики должно осуществляться с учетом правил эксплуатации электростанций и водохранилищ на основе комплексных водохозяйственных планов, с учетом интересов всех водопользователей.
Статья 30. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для нужд водного транспорта и лесосплава
Водные объекты и водохозяйственные сооружения на территории Кыргызской Республики, пригодные для нужд водного транспорта, могут использоваться как водные пути. Отнесение водных путей к категории судоходных, а также установление правил эксплуатации водных путей определяется Правительством Кыргызской Республики.
Сплав леса по водным объектам запрещается.
Статья 31. Пользование водными объектами для нужд рыбного хозяйства
На водных объектах или их отдельных участках, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, и других объектах рыбного промысла права водопользователей могут быть ограничены в интересах рыбного хозяйства. Перечень таких объектов и виды ограничения водопользования определяются Правительством Кыргызской Республики.
При эксплуатации водохозяйственных и иных сооружений на рыбохозяйственных водоемах должны своевременно осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану рыбных запасов и их воспроизводство.
Статья 32. Пользование водными объектами для нужд охотничьего хозяйства
На водных объектах, являющихся местами обитания диких водоплавающих птиц и ценных пушных зверей, в организационных охотничьих хозяйствах, а также на участках, где осуществляются мероприятия по восстановлению и охране флоры и фауны, могут быть ограничены пребывание граждан, застройка береговых зон и другие действия, ухудшающие деятельность охотничьего хозяйства.
Статья 33. Пользование водными объектами для нужд заповедников
Водные объекты, представляющие особую научную или культурную ценность, объявляются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, заповедными и представляются в бессрочное пользование заповедников в целях охраны природы и проведения научных исследований на основании специального разрешения, выданного Правительством Кыргызской Республики по представлению специально уполномоченных органов.
Статья 34. Пользование водными объектами, водохозяйственными сооружениями для противопожарных нужд
Водозабор для противопожарных нужд допускается из любых водных объектов и водохозяйственных сооружений без получения лицензии в количестве, необходимом для ликвидации пожара.
Запрещается использовать не по прямому назначению воду их водных объектов и водохозяйственных сооружений, специально предназначенных для противопожарных нужд.
Статья 35. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для нужд коллективного садоводства, огородничества и орошения приусадебных участков
Гражданам, проживающим в сельской местности, населенных пунктах и имеющим приусадебные участки, а также садоводческим и огородническим товариществам и иным коллективным объединениям выделяется вода для полива участков, садов или огородов в соответствии с лимитами, установленными в лицензиях на право водопользования.
Статья 36. Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для сброса сточных вод
Пользование водными объектами и водохозяйственными сооружениями для сброса любых сточных вод может производиться только с разрешения специально уполномоченных государственных органов по согласованию с органами, осуществляющими санитарный надзор, охрану рыбных запасов, и другими заинтересованными органами.
Сброс сточных вод допускается в случаях, если он не приведет к увеличению содержания в водном объекте и водохозяйственном сооружении загрязняющих веществ свыше установленных норм и при условии очистки водопользователями сточных вод до пределов, установленных нормами. В случае нарушения установленных норм сброс сточных вод должен быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности предприятий, организаций, учреждений, цехов, отдельных промышленных установок и производств.
Раздел IV
Экономический механизм водопользования
Статья 37. Задачи экономического механизма водопользования
Экономический механизм водопользования устанавливает:
- порядок финансирования мероприятий по регулированию использования и охраны вод;
- нормативы платежей за пользование водными ресурсами, водными объектами и сброс сточных вод;
- порядок установления налоговых и кредитных льгот водопользователям;
- порядок возмещения ущерба, причиненного водным объектам и водохозяйственным сооружениям.
Статья 38. Финансовое участие государства
Государство принимает участие в финансировании работ по регулированию использования и охране вод в виде бюджетных ассигнований, предоставления кредитов, инвестиций, безвозвратных ссуд, долгосрочных займов с низким ссудным процентом, путем снижения налогов или освобождения от налогов, привлечения инвестиций других государств и в иных формах, установленных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 39. Платность водопользования
Водопользование в Кыргызской Республике является платным за исключением случаев, предусмотренных в абзаце 3 статьи 15 и статьи 41 настоящего Закона.
Плата взимается со всех водопользователей независимо от ведомственной принадлежности, гражданства, видов собственности и форм хозяйствования, кроме случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики.
Плата взимается:
- за пользование водными ресурсами в пределах установленных лимитов (кроме сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, используемыми для орошения);
- за сверхлимитное и нерациональное использование водных ресурсов;
- за услуги, связанные с водозабором, транспортировкой, распределением, очисткой вод и другими водохозяйственными мероприятиями;
- за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и водохозяйственные сооружения в пределах установленных лимитов;
- за право пользования водными объектами (кроме сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, используемыми для орошения).
Порядок и условия установления и взимания платы за пользование водными объектами и водными ресурсами определяются специальным законодательством Кыргызской Республики.
Статья 40. Использование средств, поступающих от платежей за пользование водными объектами и водными ресурсами
Средства, поступающие от платежей за пользование водными объектами и водными ресурсами, являются источником финансирования:
- мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов, реконструкции и улучшению состоянию водных объектов и водохозяйственных сооружений, предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод;
- мероприятий по водоснабжению населения и отраслей народного хозяйства, реконструкции, модернизации, строительству и эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройства;
- специально уполномоченных органов с целью возмещения их затрат по водозабору, транспортировке и подаче воды водопользователям, снижению потерь воды и выполнению иных мероприятий, связанных с эксплуатацией водных объектов и водохозяйственных сооружений и охраной вод.
Порядок взимания и использования платы за пользование водными объектами и водными ресурсами устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 41. Льготы по платежам за водопользование
Льготы по платежам устанавливаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в виде частичного или полного освобождения от платы, отсрочки платы, понижения тарифных ставок или освобождения от платы на определенных срок.
Водные объекты и водохозяйственные сооружения представляются безвозмездно для тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Льготами по платежам пользуются заповедники, заказники, памятники природы, национальные, дендрологические и зоологические парки, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, спортивно-зрелищные комплексы и другие учреждения и организации, финансируемые за счет государственного бюджета.
Отсрочка по платежам представляется для водных объектов и водохозяйственных сооружений, где ведутся ремонтные и восстановительные работы и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 42. Компенсация издержек за платное водопользование
Юридические и физические лица Кыргызской Республики, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства, пользующиеся водными ресурсами и водными объектами и вносящие за это плату в установленном законодательством порядке, имеют право компенсировать свои издержки, связанные с режимом платного водопользования путем увеличения тарифов, оптовых и розничных цен на производимые ими товары и услуги.
Порядок государственного регулирования изменения тарифов и цен на продукцию и услуги в связи с реализаций режима платного водопользования устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
Статья 43. Экономические меры по обеспечению охраны водных объектов и водохозяйственных сооружений
Экономический механизм обеспечения охраны объектов и водохозяйственных сооружений предусматривает:
- возмещение ущерба, причиненного водопользователями водным объектам, водохозяйственным сооружениям и окружающей среде;
- представление водопользователям налоговых льгот за внедрение водосберегающих технологий и осуществление других эффективных природоохранных мер;
- увеличение размеров тарифов платы за водопользование в случае превышения водопользователями плановых показателей по объему использования вод;
- создание фондов по охране водных объектов, в том числе международных.
Законодательством Кыргызской Республики могут быть установлены и другие экономические меры по охране водных объектов и водохозяйственных сооружений.
Раздел V
Охрана водного фонда и водохозяйственных сооружений
Статья 44. Охрана водного фонда от загрязнения, засорения и истощения
Водный фонд на территории Кыргызской Республики подлежит охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населения, а также повлечь за собой уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменения физических, химических и биологических свойств вод, снижения их способности к естественному очищению и воспроизводству, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод.
Охрана водного фонда включает систему организационных, экономических, правовых и других мер, направленных на предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод.
Статья 45. Охрана водохозяйственных сооружений
Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуа