ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 13 ноября 2001 года N 89 "Об отходах производства и потребления"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 13 ноября 2001 года N 89
Об отходах производства и потребления
О мерах по реализации данного Закона КР см. постановление Правительства КР от 29 апреля 2002 года N 261
Настоящий Закон определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления и призван содействовать предотвращению отрицательного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека при обращении с ними, а также максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.
Раздел I
Общие положения
Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об отходах производства и потребления
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе образования, сбора, хранения, использования, обезвреживания, транспортирования и захоронения отходов производства и потребления (далее - отходы), а также государственного управления, надзора и контроля в области обращения с отходами.
2. Отношения в области обращения с отходами регулируются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также международными договорами.
3. Обращение с радиоактивными отходами, выбросы вредных веществ в атмосферу и их сброс в водные объекты регулируются специальным законодательством.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины и определения:
захоронение отходов - изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов;
использование отходов - применение отходов для производства продукции и выполнения работ (услуг) или получения энергии;
компетентный орган - государственный орган по охране окружающей среды, который в соответствии с Положением о нем наделяется полномочиями по охране окружающей среды и природных ресурсов и осуществляет координацию деятельности в области обращения с отходами;
лимит размещения отходов - предельное количество отходов, разрешенное для размещения и установленное для юридических или физических лиц на определенный срок с учетом экологической обстановки в регионе;
малоотходная технология - процесс производства продукции, при котором при производстве единицы продукции образуется меньшее количество отходов по сравнению с существующими традиционными способами получения этой продукции;
обезвреживание отходов - обработка (в том числе сжигание) отходов на специализированных установках, приводящая к уменьшению их опасного воздействия на окружающую среду и человека;
обращение с отходами - все виды деятельности, связанные со сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и захоронением отходов;
объект размещения отходов - полигоны, накопители, свалки, шламохранилища, хвостохранилища, отвалы горных пород и другие специально оборудованные места для хранения и захоронения отходов;
опасные отходы - отходы (кроме радиоактивных), содержащие в своем составе вещества, которые обладают одним из опасных свойств (таким, как токсичность, инфекционность, взрывчатость, воспламеняемость, высокая реакционная способность) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами;
отходы производства - остатки материалов, сырья, полуфабрикатов, образовавшиеся в процессе производства продукции или выполнения работ и утратившие полностью или частично свои потребительские свойства, а также сопутствующие вещества, образующиеся в процессе производства и не находящие применения в этом производстве;
отходы потребления - изделия, материалы и вещества, утратившие свои потребительские качества вследствие их физического или морального износа. К отходам потребления также относятся твердые бытовые отходы, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей;
паспорт отходов - документ, удостоверяющий количественную и качественную характеристику отходов;
размещение отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов;
трансграничная перевозка отходов - любая перевозка отходов из района, находящегося под юрисдикцией другого государства, в/или через район, находящийся под юрисдикцией Кыргызской Республики;
хранение отходов - содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения, обезвреживания или использования;
экологическая экспертиза - определение уровня экологического риска и опасности намечаемых решений, реализация которых прямо или косвенно окажет влияние на состояние окружающей среды и природных ресурсов.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
приоритетность внедрения малоотходных технологических процессов;
использование механизмов экономического стимулирования для вовлечения в хозяйственный оборот отходов;
неотвратимость наступления ответственности за нарушение требований природоохранного и санитарного законодательства;
обязательность проведения государственной экологической экспертизы при принятии решений по обращению с отходами;
свободный доступ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики к информации в области обращения с отходами;
принятие решений, затрагивающих интересы населения, с учетом защиты национальных интересов.
Раздел II
Полномочия государственных органов в области обращения с отходами
Статья 4. Полномочия местных органов государственной власти
К полномочиям местных государственных администраций и органов местного самоуправления в области обращения с отходами относятся:
осуществление мер по предотвращению катастроф, аварий, связанных с отходами;
осуществление мер по ликвидации последствий катастроф, аварий, связанных с отходами;
разработка и реализация региональных, а также выполнение государственных программ в области обращения с отходами;
контроль деятельности предприятий и организаций, находящихся на их территории, в области обращения с отходами;
организация сбора средств юридических и физических лиц, местного бюджета и внебюджетных фондов для финансирования строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов по обработке, переработке и захоронению отходов;
организация рациональной системы сбора отходов, предусматривающей раздельный сбор компонентов (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, стекло, бумага и т.п.), хранение, регулярный вывоз, обезвреживание, утилизацию отходов, а также рекультивацию подведомственной территории;
обеспечение населения информацией по обращению с отходами, о состоянии их хранения и переработке в регионе.
Статья 5. Полномочия компетентного органа
К полномочиям компетентного органа относятся:
проведение государственной экологической экспертизы документации, связанной с обращением с отходами;
разработка правил и норм, регламентирующих порядок экологически безопасного обращения с отходами и устанавливающих требования безопасности отходов для окружающей среды и здоровья человека;
организация ведения государственного кадастра отходов;
организация ликвидации отходов за счет их владельцев вместе с предъявлением требований о возмещении ущерба, причиненного отходами;
контроль и надзор за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в области обращения с отходами;
осуществление международного сотрудничества в области обращения с отходами, изучение, обобщение и распространение международного опыта;
обеспечение доступа общественности к информации по обращению с отходами.
Раздел III
Требования при обращении с отходами
Статья 6. Требования при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов
При проектировании, строительстве и реконструкции действующих предприятий, сооружений, мусороперерабатывающих заводов, полигонов по обезвреживанию и утилизации токсичных отходов и иных объектов юридические и физические лица обязаны:
соблюдать установленные стандарты, нормы и иные нормативы качества окружающей среды в области обращения с отходами;
иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы на проекты и другую документацию, регламентирующую деятельность, связанную с обращением с отходами до начала реализации проекта.
Статья 7. Требования при эксплуатации действующих производств
1. Юридические и физические лица в ходе эксплуатации действующих производств обязаны:
проводить инвентаризацию образовавшихся отходов и представлять достоверную информацию в статистические и компетентный органы;
осуществлять производственный контроль в области обращения с отходами;
предоставлять компетентному органу необходимую информацию по обращению с отходами;
соблюдать требования по предупреждению аварийных ситуаций;
при возникновении чрезвычайных ситуаций с отрицательными экологическими последствиями немедленно информировать об этом компетентный орган, органы местного самоуправления и население;
при трансграничных перевозках отходов руководствоваться требованиями Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.
2. Эксплуатация производств, в которых образуются опасные отходы, не удаляемые экологически безопасными способами, запрещается.
Статья 8. Требования к размещению отходов
1. Запрещается самовольное размещение отходов, которые могут быть источниками загрязнения окружающей среды, а также сжигание их на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов.
2. Отходы, являющиеся источниками загрязнения окружающей среды, подлежат уничтожению, переработке, очистке, хранению либо захоронению на специальных полигонах или в других отведенных местах размещения отходов, или сжиганию в специальных установках.
3. Выбор места строительства объектов для размещения отходов определяется местными органами государственной власти (в необходимых случаях с учетом общественного мнения) в соответствии с требованиями компетентного органа на основании экологических, геологических, гидрологических и других исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
4. Места захоронения отходов вносятся в государственный кадастр отходов.
5. При захоронении отходов ведение мониторинга мест захоронения является обязательным. Мониторинг осуществляется собственником объекта размещения отходов в порядке, согласованном с компетентным органом.
6. Собственник объекта размещения отходов после окончания эксплуатации этого объекта (или участка) обязан проводить мероприятия по восстановлению нарушенных земель (участков).
Статья 9. Требования к очистке населенных пунктов от отходов
1. Территория населенного пункта должна регулярно очищаться от отходов.
2. Организация рациональной системы сбора отходов, предусматривающей раздельный сбор ценных компонентов, их временное хранение, регулярный вывоз и обезвреживание, определяется органами местного самоуправления и должна соответствовать требованиям санитарных правил, гигиенических и экологических нормативов.
3. Контроль за соблюдением установленных правил и норм содержания территорий населенных пунктов обеспечивают органы местного самоуправления и органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологический надзор.
Статья 10. Требования при обращении с опасными отходами
1. Юридические и физические лица, деятельность которых связана с образованием опасных отходов, обязаны при обращении с ними обеспечить надежную защиту окружающей среды и населения от их вредного воздействия.
2. Все опасные отходы по степени их вредного воздействия на человека и окружающую среду подразделяются на классы.
3. Класс опасности отходов определяется их производителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми государственными органами по охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому, горному и техническому надзору, в пределах их компетенции.
4. Размещение опасных отходов допускается только в специально оборудованных для этих целей сооружениях.
5. Юридические и физические лица, осуществляющие обращение с опасными отходами, обязаны вести учет опасных отходов в порядке, установленном органом государственной статистики и компетентным органом.
См. также:
Методические рекомендации по определению класса опасности отходов (утверждены постановлением Правительства КР от 15 января 2010 года N 9)
Статья 11. Требования к транспортировке опасных отходов
1. Транспортирование опасных отходов допускается только специально оборудованными транспортными средствами.
2. Порядок транспортирования отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном и др.), требования к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и другие необходимые требования по обеспечению экологической безопасности определяются соответствующими нормативными документами.
3. С момента погрузки отходов на транспортное средство и приемки их организацией или физическим лицом, осуществляющим транспортировку отходов, и до выгрузки их в установленном месте из транспортного средства юридическую ответственность за безопасное обращение с ними несет транспортная организация, которой принадлежит данное транспортное средство.
Статья 12. Трансграничная перевозка отходов
1. Ввоз отходов на территорию Кыргызской Республики с целью их размещения запрещается.
2. Порядок государственного регулирования трансграничных перевозок опасных и других отходов устанавливается Правительством Кыргызской Республики.
3. Контроль за вывозом (ввозом) опасных и других отходов обеспечивается государственными органами исполнительной власти, осуществляющими таможенный, экологический и санитарно-эпидемиологический контроль.
Статья 13. Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Деятельность юридических и физических лиц, связанная с обращением с отходами, подлежит лицензированию в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О лицензировании".
Раздел IV
Контроль за обращением с отходами
Статья 14. Государственный контроль за обращением с отходами
1. Государственный контроль за обращением с отходами осуществляется компетентным органом.
2. Государственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:
контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами требований законодательства по обращению с отходами, в том числе предусмотренных международными соглашениями и договорами, выявление нарушений этих требований и принятие мер по их устранению;
контроль за выполнением природоохранных, санитарных и экологических нормативов при обращении с отходами;
контроль за достоверностью представляемой информации и отчетности об отходах;
сбор, обработку и анализ информации по обращению с отходами;
анализ существующих производств, выявление возможностей и способов снижения объемов и степени опасности образующихся отходов, контроль за более полным вовлечением их в хозяйственный оборот в качестве сырья;
привлечение в установленном порядке виновных лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства об отходах;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности в области обращения с отходами;
контроль за обеспечением свободного доступа населения к информации по обращению с отходами.
3. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за обращением с отходами в пределах полномочий, установленных статьей 4 настоящего Закона.
4. Решения органов, осуществляющих государственный контроль при обращении с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Статья 15. Производственный контроль за обращением с отходами
Организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за обращением с отходами, целью которого является проверка выполнения экологических, санитарных и иных требований по обращению с отходами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 16. Общественный контроль за обращением с отходами
Общественный контроль за обращением с отходами осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставами, трудовыми коллективами или гражданами - в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, и включает в себя проверку соблюдения требований настоящего Закона органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Раздел V
Нормирование, государственный учет и экономическое регулирование при обращении с отходами
Статья 17. Нормирование обращения с отходами
1. Юридические и физические лица обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, регулирующими обращение с отходами.
2. Нормативы предельного количества размещения отходов и предельного содержания токсичных веществ в них устанавливаются на уровне, при котором размещение отходов и токсичные вещества, содержащиеся в них, не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде.
Статья 18. Государственный учет в области обращения с опасными отходами
1. Юридические и физические лица, имеющие отношение к образованию опасных отходов, ведут их первичный количественный и качественный учет.
2. Государственный учет в области обращения с опасными отходами осуществляется по единой системе в порядке, установленном органом государственной статистики, обеспечивая полноту и достоверность представляемой информации. Юридические и физические лица осуществляют учет и представляют органам статистики и компетентному органу отчет о наличии, образовании и использовании опасных отходов собственного производства, а также отходов, поступающих со стороны, в установленном порядке.
3. Порядок первичного учета в области обращения с опасными отходами устанавливается компетентным органом, а порядок официального статистического учета - органом государственной статистики по согласованию с компетентным органом.
Статья 19. Государственный кадастр отходов
1. Систематизированный свод данных по учету отходов формируется в государственный кадастр.
2. Кадастр отходов ведется компетентным органом по единой методологии на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации.
3. Порядок ведения кадастра отходов и его содержание определяются компетентным органом.
См.:
Положение о государственном кадастре отходов и проведении паспортизации опасных отходов (утверждено постановлением Правительства КР от 19 августа 2005 года N 389)
Статья 20. Экономическое регулирование в области обращения с отходами
1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами устанавливается на основе взимания платы за размещение отходов с учетом их объема, класса опасности и нормативов размещения.
Плата за размещение отходов сверх установленных лимитов взимается с соответствующим изменением.
2. Средства, поступившие от взимания платы за размещение отходов, направляются в систему государственных экологических фондов и используются на природоохранные мероприятия.
3. Механизм и меры экономического стимулирования в области обращения с отходами, порядок взимания и определения размеров платы за размещение отходов устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.
Раздел VI
Ответственность за нарушение законодательства об отходах
Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства об отходах
1. К правонарушениям законодательства об отходах производства и потребления относятся:
несоблюдение требований настоящего Закона, международных соглашений и договоров;
несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды при обращении с отходами;
причинение вреда окружающей среде и здоровью населения, а также имуществу юридических и физических лиц при обращении с отходами;
невыполнение требований первичного учета, несвоевременное представление или предоставление недостоверной информации по обращению с отходами в соответствующие органы государственного контроля и надзора;
отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на документацию по обращению с отходами;
размещение отходов в местах, не предназначенных специально для этих целей;
невыполнение предписаний государственных органов контроля и надзора;
нарушение порядка трансграничной перевозки отходов;
нарушение требований по ведению мониторинга и рекультивации мест захоронения отходов;
нарушение установленного порядка очистки населенных пунктов от отходов;
нарушение установленного порядка транспортирования отходов.
2. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об отходах производства и потребления, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Привлечение к ответственности не освобождает юридических и физических лиц от возмещения ущерба, причиненного здоровью и/или имуществу граждан, других юридических лиц и окружающей среде.
4. Загрязнение, происшедшее в результате нарушения требований настоящего Закона, ликвидируется лицом, допустившим указанное нарушение.
Статья 22. Разрешение споров
Споры в области обращения с отходами разрешаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Межгосударственные споры разрешаются в соответствии с нормами международного права.
Статья 23. Международные договоры
Если международным соглашением или договором, ратифицированным Кыргызской Республикой, предусмотрены иные требования чем те, что содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Раздел VII
Заключительные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 21 ноября 2001 года N 83
Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
18 октября 2001 года |