ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 10 апреля 2002 года N 49 "О соглашениях о разделе продукции при недропользовании"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 10 апреля 2002 года N 49
О соглашениях о разделе продукции при недропользовании
Настоящий Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиск, разведку и разработку месторождений полезных ископаемых на территории Кыргызской Республики, на условиях соглашений о разделе продукции, заключаемых в соответствии с настоящим Законом.
Глава I
Общие положения
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений.
2. Отношения, не урегулированные настоящим Законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, регулируются соответствующими законами.
3. Отношения, возникающие в процессе поиска, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с настоящим Законом.
Права и обязанности сторон соглашения о разделе продукции, имеющие гражданско-правовой характер, определяются в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством Кыргызской Республики.
4. В случае если законодательными актами Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, в сфере регулирования отношений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, применяются правила настоящего Закона.
Статья 2. Соглашение о разделе продукции
1. Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Кыргызская Республика предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, разработку месторождений полезных ископаемых на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе переработки добытого минерального сырья, условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Закона.
2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Кыргызской Республики.
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями.
Статья 3. Стороны соглашения
Сторонами соглашения (далее - стороны) являются:
Кыргызская Республика (далее - государство), от имени которой в соглашении выступает Правительство Кыргызской Республики или уполномоченные им органы государственного управления;
инвесторы - физические и юридические лица Кыргызской Республики, иностранные физические и юридические лица, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Статья 4. Пользование участками недр на условиях раздела продукции
1. Право пользования недрами на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с настоящим Законом.
2. Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения. При этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору после подписания соглашения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Лицензия выдается на срок действия соглашения и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения.
3. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статус юридического лица объединение юридических лиц, лицензия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения.
Статья 5. Срок действия соглашения
1. Срок действия соглашения устанавливается сторонами самостоятельно, но не свыше 10 лет.
2. По инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств действие соглашения продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной разработки месторождения, обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением. При продлении действия соглашения указанная в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения государственным органом по недропользованию, выдавшим данную лицензию.
Глава II
Заключение и исполнение соглашений
Статья 6. Порядок заключения соглашения
1. Соглашение заключается Правительством Кыргызской Республики или уполномоченным им органом государственного управления с победителем конкурса или аукциона, проводимого в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через 6 месяцев со дня объявления результатов конкурса или аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Условиями конкурса или аукциона должно быть предусмотрено участие хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики в реализации соглашения в долях, определенных Правительством Кыргызской Республики.
В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного природопользования, условиями конкурса или аукциона либо бесконкурсного предоставления участков недр должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Конкурс или аукцион проводится уполномоченными Правительством Кыргызской Республики государственными органами в соответствии с правилами, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.
2. В отдельных случаях по решению Правительства Кыргызской Республики соглашение может заключаться без проведения конкурса или аукциона при условии:
- если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения соглашения с конкретным инвестором;
- если объявленный конкурс или аукцион признан несостоявшимся в связи с участием в нем только одного инвестора. В этом случае соглашение может быть заключено с инвестором, принявшим участие в этом конкурсе или в аукционе, на условиях конкурса или аукциона;
- если инвестор на день вступления в силу настоящего Закона является пользователем недр для разведки и разработки месторождения на иных предусмотренных законодательством Кыргызской Республики условиях, отличных от условий соглашения. В этом случае соглашение может быть заключено с указанным пользователем недр либо с другим юридическим лицом или объединением юридических лиц, созданным с участием этого пользователя;
- если по согласованию с Правительством Кыргызской Республики переговоры с инвестором по подготовке проекта соглашения были начаты до вступления настоящего Закона в силу.
В указанных случаях соглашение заключается в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через 6 месяцев со дня принятия Правительством Кыргызской Республики соответствующего решения.
3. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной Правительством Кыргызской Республики.
В состав указанной комиссии входят представители органов исполнительной власти, в том числе представители государственного органа по недропользованию, а также представители соответствующих органов местных государственных администраций и местного самоуправления, а также представители соответствующего Комитета Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.
Финансирование работ, связанных с разработкой условий конкурса или аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.
4. Решение о подписании соглашения со стороны государства принимается Правительством Кыргызской Республики.
5. Подписание соглашения со стороны государства осуществляется Правительством Кыргызской Республики или уполномоченным им органом государственного управления.
В случае если другой стороной соглашения являются иностранные физические или юридические лица, то данное соглашение ратифицируется Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.
6. Подписание соглашения в согласованные сторонами сроки осуществляется по завершении переговоров между уполномоченными делегациями сторон, в результате которых должны быть согласованы все необходимые условия соглашения, не являвшиеся обязательными условиями конкурса или аукциона. При этом условия соглашения не должны противоречить обязательным условиям конкурса или аукциона.
Статья 7. Условия выполнения работ
1. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее - работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства Кыргызской Республики, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора:
- по предоставлению юридическим лицам Кыргызской Республики преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;
- по привлечению работников - граждан Кыргызской Республики, количество которых должно составлять не менее 80 процентов состава всех привлеченных работников; привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Кыргызской Республики соответствующих квалификаций;
- по размещению заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, разработки месторождений полезных ископаемых и переработки добытого минерального сырья, в объеме не менее 50 процентов общей стоимости таких заказов между юридическими лицами Кыргызской Республики и иностранными юридическими лицами, осуществляющими деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики;
- по приобретению на конкурсной основе новой техники и внедрению прогрессивных технологий для ведения работ по соглашению. При этом товары, произведенные в Кыргызской Республике (оборудование, технические средства и материалы), в отношении надежности, безопасности, качества и сроков поставок должны быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным иностранным товарам;
- по осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;
- по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду;
- по ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.
Стороны должны согласовать применение общепринятых в мировой практике ведения работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения при условии предварительного согласования указанных стандартов (норм, правил) соответствующими государственными органами Кыргызской Республики в установленном порядке.
Стороны должны предусматривать в соглашении условие, что не менее определенной части технологического оборудования для разработки месторождений полезных ископаемых и переработки минерального сырья (если предусматривается соглашением), закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Кыргызской Республики.
3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного природопользования, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Кыргызской Республики меры по охране окружающей среды, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.
4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Закона, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать только созданные инвестором для этих целей на территории Кыргызской Республики юридические лица в организационно-правовой форме полного или коммандитного товарищества. При этом инвестор несет ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.
5. По завершении определенных этапов поиска и разведки месторождений полезных ископаемых инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование, в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.
6. Геологическая, технико-экономическая и иная информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается разработка месторождений полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяется соглашением.
Статья 8. Раздел продукции
Продукция в ее товарной форме, определяемая на основании технико-экономического обоснования, подлежит разделу между государством и инвестором в процессе заключения соглашения, которое должно предусматривать условия и порядок:
- определения общего объема товарной продукции;
- определения части товарной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (далее - компенсационная продукция). Капитальные и эксплуатационные затраты, подлежащие возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяются соглашением на основании технико-экономических расчетов по стандартам и нормам, соответствующим законодательству Кыргызской Республики;
- раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается товарная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;
- передачи государству части товарной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения;
- получения инвестором части товарной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Доля компенсационной продукции, а также доля распределяемой прибыльной продукции, определяемые в процессе заключения соглашения между инвестором и Правительством, не могут быть изменены при реализации соглашения.
Статья 9. Право собственности инвестора на товарную продукцию
1. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат инвестору на праве собственности.
2. Минеральное сырье и продукты его переработки, поступающие в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, могут быть вывезены с таможенной территории Кыргызской Республики на условиях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики, или на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности в Кыргызской Республике".
Статья 10. Право собственности государства на товарную продукцию
1. Часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей государства, принадлежат на праве собственности государству и подлежит зачислению в государственный бюджет.
2. Часть прибыльной продукции, поступающая в государственную собственность, может быть использована для государственных нужд в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, с зачислением выручки от ее реализации в государственный бюджет.
Статья 11. Право собственности на имущество и информацию
1. Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением.
Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены соглашением. При этом в течение срока действия соглашения инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по соглашению и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.
2. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Кыргызской Республики определяются соглашением в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 12. Налоги и платежи при исполнении соглашения
Налоги и платежи при исполнении соглашения о разделе продукции при недропользовании уплачиваются в соответствии с Налоговым и Таможенным кодексами Кыргызской Республики.
Статья 13. Транспортировка, хранение и переработка минерального сырья
1. Инвестор имеет право на свободное использование на договорной основе объектов транспорта, объектов хранения и переработки минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий.
2. Инвестор в рамках выполнения работ по соглашению имеет право на сооружение объектов хранения, переработки и транспортировки минерального сырья и товарной продукции, право собственности на которые определяется соглашением с учетом положений статьи 11 настоящего Закона.
Статья 14. Учет и отчетность
1. Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при выполнении работ по соглашению осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с соглашением. Порядок этого учета, в том числе в целях возмещения затрат инвестора, определяется соглашением в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
2. Бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в валюте Кыргызской Республики (сомах) или в иностранной валюте. В случае если ведение бухгалтерского учета осуществляется в иностранной валюте, отчетность, предоставляемая в государственные органы, должна содержать данные, исчисленные как в принятой иностранной валюте, так и в валюте Кыргызской Республики. При этом все данные, исчисленные в иностранной валюте, должны быть пересчитаны в валюту Кыргызской Республики (сомы) по курсу Национального банка Кыргызской Республики на день составления отчетности.
Статья 15. Банковские счета и валютное регулирование
1. Для выполнения работ по соглашению инвестор должен иметь соответствующие средства, размещенные в банковских счетах в валюте Кыргызской Республики (сомах) и (или) иностранной валюте преимущественно в банках на территории Кыргызской Республики или с согласия Национального банка Кыргызской Республики на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ.
2. Инвестор имеет право получать и хранить выручку в иностранной валюте от реализации принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения доли продукции на указанных банковских счетах, оплачивать с этих счетов любые расходы по выполнению работ по соглашению, а также осуществлять платежи за пользование недрами, свободно распоряжаться остатком средств на этих счетах.
Статья 16. Передача прав и обязанностей по соглашению
1. Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия Правительства Кыргызской Республики при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.
2. Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.
3. С согласия Правительства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением соглашения, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Кыргызской Республики.
Статья 17. Стабильность условий соглашения
1. Условия соглашения сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.
Изменения в условия соглашения, внесенные по согласованию сторон, вводятся в действие в том же порядке, что и исходные соглашения, за исключением конкурса.
2. В случае если в течение срока действия соглашения (ратифицированного Жогорку Кенешем Кыргызской Республики) законодательством Кыргызской Республики будут установлены нормы ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то инвестор вправе руководствоваться условиями соглашения, заключенного до введения таких изменений в законодательство Кыргызской Республики, за исключением случаев, если эти изменения касаются стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения.
Статья 18. Государственные гарантии прав инвестора
1. Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением.
2. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов органов исполнительной власти и местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также обеспечения общественной и государственной безопасности.
Статья 19. Контроль за исполнением соглашения
1. Государственный контроль за исполнением соглашения осуществляют органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
2. Уполномоченные представители указанных в пункте 1 настоящей статьи органов, осуществляющих контроль за исполнением соглашения, имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по соглашению, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением соглашения.
Статья 20. Ответственность сторон по соглашению
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением законодательства Кыргызской Республики.
Статья 21. Прекращения действия соглашения
Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, действующим на дату подписания соглашения.
Прекращение действия соглашения по согласованию сторон вводится в действие в том же порядке, что и исходное соглашение, за исключением процедуры конкурса.
Статья 22. Разрешение споров
Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашения, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. В соглашении может быть предусмотрено урегулирование спора между сторонами до обращения в суд.
Статья 23. Иммунитет государства
В соглашениях, заключаемых с иностранными физическими и юридическими лицами, может быть предусмотрен в соответствии с законодательством Кыргызской Республики отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.
Глава III
Заключительные положения
Статья 24. Международные договоры Кыргызской Республики
Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.
Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 17 апреля 2002 года N 30
Статья 26. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок внести на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения о внесении в законодательные акты Кыргызской Республики изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Закона.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
|
|
|
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
11 марта 2002 года |