ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 23 января 2003 года N 30 "Об экспортном контроле"
ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 23 января 2003 года N 30
Об экспортном контроле
(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)
Настоящий Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля, а также определяет их права, обязанности и ответственность в этой области.
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена сырьем и материалами, оборудованием и технологиями, научно-технической информацией, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);
контролируемая продукция - виды сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, включенные в Национальный контрольный список Кыргызской Республики и которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
продукция двойного назначения - продукция или товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
экспорт и импорт - вывоз и ввоз контролируемой продукции с (на) территории(ю) Кыргызской Республики;
реэкспорт - экспорт контролируемой продукции, произведенной за пределами страны и ввезенной на территорию Кыргызской Республики;
транзит - перемещение контролируемой продукции под таможенным контролем через территорию Кыргызской Республики;
ядерные и специальные неядерные материалы - материалы, определенные таковыми в соответствии с требованиями международных норм и правил о нераспространении ядерного оружия;
экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;
участники внешнеэкономической деятельности - юридические, физические лица Кыргызской Республики, зарегистрированные в установленном порядке, а также иностранные юридические, физические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства и которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые предприятиями и организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;
оружие массового поражения - ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие;
средства доставки - ракеты, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские системы, способные доставлять оружие массового поражения;
уполномоченный орган - орган государственного управления Кыргызской Республики, имеющий соответствующие полномочия в области экспортного контроля;
государственная экспертиза - комплекс мер по проверке, анализу документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией в целях определения ее соответствия международным обязательствам Кыргызской Республики, ее государственным интересам и требованиям экологической безопасности.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует отношения органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.
Действие настоящего Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении контролируемой продукции на всей территории Кыргызской Республики.
Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также научно-технической информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области военно-технического сотрудничества.
Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в области экспортного контроля
Законодательство в области экспортного контроля основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Кыргызской Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики.
Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Кыргызской Республики.
Статья 4. Цели экспортного контроля
Основными целями экспортного контроля являются:
защита интересов Кыргызской Республики;
реализация требований международных договоров Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;
создание условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику.
Статья 5. Принципы государственной политики Кыргызской Республики в области экспортного контроля
Государственная политика в области экспортного контроля является частью внутренней и внешней политики Кыргызской Республики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
Государственная политика Кыргызской Республики в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:
законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля, а также информации о порядке, правилах, целях, задачах и принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение нормативных правовых актов Кыргызской Республики об экспортном контроле;
обеспечение приоритета национальных интересов и безопасности Кыргызской Республики при осуществлении экспортного контроля;
добросовестность выполнения международных обязательств Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;
осуществление государственного контроля за перемещением контролируемой продукции на территории и через государственную границу Кыргызской Республики;
взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.
Статья 6. Национальный контрольный список Кыргызской Республики
Национальный контрольный список Кыргызской Республики контролируемой продукции утверждается Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
См.:
постановление Правительства КР от 2 апреля 2014 года N 197 "Об утверждении Национального контрольного списка Кыргызской Республики контролируемой продукции"
Контролируемая продукция, включенная в Национальный контрольный список Кыргызской Республики, подлежит экспортному контролю и идентификации независимо от форм собственности, места происхождения и времени ее производства. Проведение идентификации является обязанностью участников внешнеэкономической деятельности.
Участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.
(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)
Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля
Экспортный контроль в Кыргызской Республике осуществляется посредством правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
установление соответствия конкретных видов сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, видам продукции, включенным в Национальный контрольный список Кыргызской Республики;
разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;
таможенный контроль и таможенное оформление экспорта, импорта, реэкспорта и транзита контролируемой продукции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки;
применение мер государственного принуждения (санкции) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции или предпринявших попытку совершить эти действия;
создание на предприятиях и в организациях, осуществляющих научную и производственную деятельность по обеспечению обороноспособности и безопасности Кыргызской Республики, внутрифирменных программ экспортного контроля.
См. также:
Положение о порядке осуществления экспортного контроля в Кыргызской Республике (утверждено постановлением Правительства КР от 4 мая 2004 года N 330)
Глава 2
Правовые основы организации экспортного контроля
Статья 8. Полномочия Правительства Кыргызской Республики и органов государственного управления в области экспортного контроля
Правительство Кыргызской Республики:
организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
определяет в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядок осуществления и учета внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;
принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных и межправительственных договоров в области экспортного контроля и осуществляет контроль за их исполнением;
определяет и руководит деятельностью уполномоченных органов Кыргызской Республики, ответственных за осуществление экспортного контроля и санкционированного транзита;
по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики утверждает Национальный контрольный список Кыргызской Республики и Перечень стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции, а также устанавливает количественные ограничения экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции;
в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия в области экспортного контроля.
Органы государственного управления:
обеспечивают исполнение настоящего Закона, других законов, нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики и международных обязательств в области экспортного контроля;
разрабатывают и вносят на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики Национальный контрольный список Кыргызской Республики, предложения по его корректировке, количественному ограничению экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции, а также Перечню стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции;
готовят заключения, проводят досмотр и выдают разрешения на транзит контролируемой продукции, а также осуществляют осмотр контролируемой продукции при ее отгрузке с территории Кыргызской Республики;
См. также:
Порядок выдачи разрешения на транзит продукции, подлежащий экспортному контролю, через территорию Кыргызской Республики (утвержден постановлением Правительства КР от 4 мая 2004 года N 330)
пресекают незаконное перемещение по территории и через государственную границу Кыргызской Республики контролируемой продукции;
запрашивают от участников внешнеэкономической деятельности информацию об использовании контролируемой продукции, полученной по ранее совершенным сделкам, в соответствии с принятыми обязательствами;
осуществляют взаимодействие с международными организациями, государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств, а также содействуют развитию контактов и обмену информацией между общественными организациями Кыргызской Республики и иностранными неправительственными организациями в области экспортного контроля;
осуществляют в пределах своей компетенции надзор и проверку участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в области экспортного контроля.
(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)
Статья 9. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации и уполномоченных органов в отношении предоставленной информации
Участники внешнеэкономической деятельности:
обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией и по требованию уполномоченных органов предоставлять документы, объяснения и иную информацию, необходимые для выполнения ими задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области экспортного контроля;
несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой уполномоченным органам для целей экспортного контроля.
Информация, предоставленная участниками внешнеэкономической деятельности, используется уполномоченными органами исключительно в целях экспортного контроля.
Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законами Кыргызской Республики тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться и использоваться должностными лицами уполномоченных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 10. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией
Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемой продукции иностранному лицу, должны совершаться при наличии сертификата конечного пользователя и письменного обязательства иностранного лица о том, что указанная продукция не будет использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.
Участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемой продукцией, если им достоверно известно, что данная продукция будет использована иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.
В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств в Кыргызской Республике могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, вплоть до эмбарго в отношении иностранных государств в случае нарушения ими обязательств, данных Кыргызской Республике, а также в соответствии с решениями международных организаций, в которых Кыргызская Республика является участником.
Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в отношении отдельных государств, исходя из интересов обеспечения безопасности, вводятся законами Кыргызской Республики.
Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики, вводятся указами Президента Кыргызской Республики.
Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, не совместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, вводятся постановлениями Правительства Кыргызской Республики.
Статья 11. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией
Внешнеэкономические операции, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат обязательному лицензированию.
Лицензирование этих операций, его принципы и порядок осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 12. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок
Внешнеэкономические сделки, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат государственной экспертизе, которая проводится уполномоченными органами.
Порядок и условия государственной экспертизы определяются в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики.
Глава 3
Международное сотрудничество в области экспортного контроля
Статья 13. Цели и формы международного сотрудничества в области экспортного контроля
Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется в целях:
координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по предотвращению распространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также технологий по их созданию;
содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;
создания благоприятных условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику на равноправной и взаимовыгодной основе;
активизации участия Кыргызской Республики в международном обмене всеми видами контролируемой продукции и расширении возможностей доступа участников внешнеэкономической деятельности на мировой рынок;
совершенствования международных и внутригосударственных механизмов экспортного контроля, выявления фактов нарушений нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области экспортного контроля, а также предприятий, организаций и участников внешнеэкономической деятельности, совершивших эти нарушения.
Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется посредством ее участия в международных режимах экспортного контроля и международных форумах, а также в проведении переговоров, консультаций с иностранными государствами, взаимного обмена информацией и в реализации совместных программ и иных мероприятий в области экспортного контроля на двухсторонней и многосторонней основе.
Участие Кыргызской Республики в международных санкциях, связанных с экспортным контролем, в отношении одной страны или ряда стран и осуществление этих санкций определяются законодательством Кыргызской Республики на основе норм международного права. В отдельных случаях такие санкции могут приниматься Кыргызской Республикой в одностороннем порядке.
С момента объявления международных санкций Кыргызская Республика не возмещает убытки участникам внешнеэкономической деятельности.
Глава 4
Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля
Статья 14. Нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля
Нарушением законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля является:
осуществление несанкционированных внешнеэкономических сделок по экспорту, импорту, реэкспорту контролируемой продукции, а также ее транзит через территорию Кыргызской Республики без соответствующего разрешения;
предоставление органам государственного управления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения, на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;
неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний уполномоченных органов;
создание препятствий для выполнения должностными лицами уполномоченных органов, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;
необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой уполномоченными органами для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;
нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией;
занятие деятельностью, не совместимой с требованиями вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.
(В редакции Закона КР от 5 октября 2011 года N 161)
Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля
Участники внешнеэкономической деятельности, виновные в нарушении Закона Кыргызской Республики "Об экспортном контроле", несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 16. О введении в действие настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня опубликования.
Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:
представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Акаев |
|
|
|
Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики |
|
27 декабря 2002 года |