Информация о финансовом положении и заемных средствах ОАО «Электрические станции»
Поделиться материалом
Опубликовано: 16 мая 2019

Сведения о компании

ОАО «Электрические станции» - основной производитель электрической и тепловой энергии в Кыргызской Республике, вырабатывает 98% всей электроэнергии Кыргызстана.

Компания образована в 2001 году в результате реорганизации АО «Кыргызэнерго». Государственная доля в уставном капитале - 93,65%.

 В состав компании входят 7 ГЭС и 2 ТЭЦ, их суммарная установленная электрическая мощность - 3 892 МВт, в том числе: ГЭС - 3030 МВт, ТЭЦ - 862 МВт. Среднегодовая выработка электроэнергии - от 12 до 15 млрд. кВтч.

Суммарная установленная тепловая мощность – 1 727,3 Гкал/ч, в том числе: ТЭЦ – 1 644,9 Гкал/ч, котельные – 82,4 Гкал/ч. Среднегодовая выработка теплоэнергии - от 2 000,0 до 2 400,0 тыс. Гкал.

Общая численность персонала ОАО «Электрические станции» составляет 4 427 человек.

Особенности энергетического производства

1. Устойчивое производство электрической энергии во многом зависит от накопления воды в Токтогульском водохранилище.

При достаточном количестве воды появляется возможность экспорта энергии в летний период. ТЭЦ города Бишкек работает в наиболее экономичном – теплофикационном режиме, когда вырабатывается необходимое количество теплоэнергии и попутно производится электроэнергия.

В маловодные годы мощность Токтогульской ГЭС может снижаться с 1200 МВт до 800 МВт (в 1998, 2002, 2015 годах). Восполнение недостатка электроэнергии и сохранение запасов воды обеспечивается за счет увеличения электрической нагрузки на ТЭЦ Бишкек (электрификационный режим) или импорта электрической энергии. При этом значительно увеличиваются затраты компании на закупку дополнительного объема топлива или оплату импорта энергии.

Наблюдения за рекой Нарын ведутся с начала прошлого столетия и четкой закономерности по приточности не выявлено. Ввиду отсутствия точных прогнозов по водности, производить водно-энергетические расчеты даже на среднесрочную перспективу не представляется возможным.

2. Высокая капиталоемкость и длительные сроки сооружения электрогенерирующих объектов определяют необходимость опережающего развития электроэнергетики в целях создания условий для развития других отраслей экономики.

Между тем, при ежегодном росте внутреннего потребления электроэнергии на 2,5-3,5%, отсутствие развития генерирующих мощностей приводит к дефициту мощности в зимнее время. Соответственно ограничивается рост потребления электроэнергии в целом по стране, что сдерживает развитие экономики республики.

Согласно требованиям по энергетической безопасности для обеспечения надежности электроснабжения, в системе должен сохраняться резерв генерации по мощности не менее 300 МВт (мощность наибольшего агрегата).

Однако в настоящее время,  при возникновении максимальных нагрузок до 3224 МВт (январь 2018 года), располагаемый резерв мощности в энергосистеме составляет 100-200 МВт. Следовательно, обеспечение надежности электроснабжения в наиболее холодные дни технически не гарантировано.

Начиная уже с 2022 года, в связи с необходимостью экспорта электроэнергии в рамках программы CASA-1000 (1,5-2,0 млрд. кВтч/год) кыргызская энергосистема будет испытывать дефицит электроэнергии  от 0,8 млрд. кВтч в 2022 году  до 6,0 млрд. кВтч к 2028 году. Дефицит мощности  сохранится даже после завершения реализуемых в настоящее время проектов по вводу 2-го гидроагрегата Камбаратинской ГЭС-2, реконструкции Токтогульской, Атбашинской и Учкурганской ГЭС.

Покрыть дефицит и создать необходимый резерв мощности возможно только при строительстве и вводе гидроагрегатов Камбаратинской ГЭС-1 (1860 МВт) стоимостью порядка 2 млрд. долларов США.  

3. Для бесперебойной, надёжной и безопасной работы оборудования на каждой ГЭС и ТЭЦ строго регламентируется порядок, периодичность и сроки проведения технического обслуживания и плановых ремонтов оборудования. Составляются годовые графики ремонтов, устанавливаются жесткие сроки начала и окончания работ на каждом оборудовании. Срыв сроков ремонта на одном оборудовании влечет задержку ремонта на других видах оборудования, на других станциях и в других энергокомпаниях. Вывод в ремонт крупных гидроагрегатов согласовывается с графиком ремонтов в соседних энергосистемах.

4. Большая часть энергии вырабатывается и реализуется в зимнее время, оборудование находится под нагрузкой и затраты на их ремонт не производятся. В летнее время наоборот, объем реализуемой энергии значительно снижается.  Однако основная часть затрат приходится на лето, когда ведется интенсивная подготовка к предстоящему отопительному сезону (ремонт, реконструкция, заготовка топлива и др.). Учитывая сезонные особенности производства, Общество вынуждено аккумулировать часть средств, поступающих в зимнее время, для недопущения кассовых разрывов и срыва мероприятий по подготовке к ОЗП в летнее время.

 Информация о финансово-экономическом положении ОАО «Электрические станции»

Основной причиной сложного финансового положения ОАО «Электрические станции» являются низкие тарифы на электрическую и тепловую энергии, не покрывающие затраты на их производство: 

Годы

Электроэнергия (тыйын/кВтч)

Теплоэнергия (сом/Гкал)

Себестоимость            1 кВтч                  (с учетом импорта и убытков от теплоэнергии   и ЖКХ)

Средне-отпускной тариф

 (с учетом экспорта и импорта)

Производствен-ная себестоимость

 1 Гкал

Средне-отпускной

тариф

 

в 2012 году (факт)

44,2

35,5

1 031,7

190,5

в 2013 году (факт)

42,8

32,3

918,6

192,7

в 2014 году (факт)

68,1

29,8

1 028,6

276,8

в 2015 году (факт)

111,2 (импорт)

55,5

1 074,7

436,4

в 2016 году (факт)

65,8

60,0

1 195,7

462,4

в 2017 году (факт)

66,7

61,5

1 216,3

497,1

в 2018 году

73,60

61,35

1 374,7

507,6

в 2019 году (прогноз)

81,2

56,92

1 606,0

516,09

        

        

 

 

 

 

 

 

 

 

Ввиду социальной направленности тарифов на электрическую и тепловую энергии, бюджет ОАО «Электрические станции», начиная с 2012 года, утверждается со стороны регулирующего органа с большим дефицитом, без каких-либо дотаций. 

Дефицит годового бюджета -   плановый убыток          (млрд. сом)

на 2012 год

на 2013 год

на 2014 год

на 2015 год

на 2016 год

на 2017 год

на 2018 год

на 2019 год

-2,6

-3,1

-5,8

-8,9

 

-6,9

 

 

-3,0

 

-3,8

-3,6

Положение усугублялось: 

  • низким притоком воды в Токтогульское водохранилище и снижением объемов экспорта электрической энергии (2012-2015 г.г.); 
  • дефицитом энергии в зимнее время и необходимостью импорта энергии из соседних государств (2014-2016 г.г.); 
  • обеспечением максимальной выработки электрической энергии на ТЭЦ г. Бишкек и увеличением затрат на закупку топлива (2014-2016 г.г.); 
  • ростом затрат на поддержание оборудования в рабочем состоянии, в связи с высоким уровнем износа оборудования.

В условиях недостатка денежных средств, наиболее острой проблемой являлась заготовка топлива для тепловых станций городов Бишкек и Ош. 

Расход денежных средств на закупку топлива

 (млрд. сом)

 2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016  год

2017 год

2018 год

3,4

2,5

3,7

5,4

5,2

4,5

4,0

В предыдущие годы заготовка топлива осуществлялась из средств, вырученных от экспорта электрической энергии. 

Годы

Экспорт электроэнергии

Импорт электроэнергии

Объем                  (млн. кВтч)

Доходы           

 (млн. сом)

Объем                  (млн. кВтч)

Расходы           

 (млн. сом)

в 2012 году

1 501,9

2 031,4

0,0

0,0

в 2013 году

374,8

730,5

0,0

0,0

в 2014 году

0,2

0,6

334,7

819,6

в 2015 году

0,3

1,6

547,3

2 117,5

в 2016 году

0,3

2,0

133,2

246,5

в 2017 году

1 212,9

1 688,6

0,0

0,0

в 2018 году            

752,5

1 108,1 

0,0

0,0

 

 

 

 

 

 

 

В целях покрытия дефицита денежных средств, ОАО «Электрические станции» было вынуждено привлекать кредиты коммерческих банков и бюджетные ссуды Правительства КР на заготовку топлива и оплату импорта электрической энергии, для обеспечения бесперебойного снабжения электрической и тепловой энергией населения Республики.

                               

Годы

 2012 год

 2013 год

 2014 год

 2015 год

 2016 год

 2017 год

2018 год

Всего

 за 7 лет

(млрд. сом)

Кредиты,                   на покупку топлива

-

1,0

2,4

0,0

0,0

0,0

0,0

3,4

Бюджетные ссуды,

на покупку топлива и оплату импорта энергии

-

0,3

3,7

1,8

1,0

0,0

0,0

6,8

Итого

-

1,3

6,1

1,8

1,0

0,0

0,0

10,2

В связи с недостатком денежных средств ОАО «Электрические станции» было не в состоянии своевременно погашать государственные займы. Проводилась пролонгация просроченной задолженности по государственным заемным средствам с переносом выплат на 2019-2040 годы в следующих размерах: 

Реструктуризация кредитов и бюджетных ссуд                     

 

(млн. сом)

в 2012 году

в 2013 году

 в 2014 году

в 2015 году

в 2016 году

в 2017 году

в 2018 году

-

-

369,9

1 108,8

3 248,6

1 492,5

1 086,1

Вследствие предпринимаемых мер:

 - по оптимизации расходов и переносу части затрат на последующие годы,

- по привлечению займов на частичное покрытие текущих расходов,

- по пролонгации просроченных обязательств, по ранее полученным займам, недостаток средств снижался.

Однако, при отсутствии безвозмездных дотаций, такие меры, по сути, являлись переносом текущих проблем на последующие годы и убытки компании по итогам деятельности, ежегодно увеличивались.

 

Финансовый результат по итогам года

( - убыток,               + прибыль)                      (млн. сом)

за 2012 год

за 2013 год

за 2014 год

за 2015 год

за 2016 год

за 2017 год 

 

2018 год

- 366,9

- 943,7

- 3 504,1

- 4 018,4

+2 170,8 (курсовая)

+3 874,1 (курсовая)

-272,5  

По итогам 2016 года

 88,9 % прибыли - 1 930,8 млн. сом не были обеспечены реальными доходами, так как получены:

- от признания доходов по курсовой разнице кредитных обязательств (1 184,3 млн. сом),

- от дисконтирования обязательств по льготным кредитам (746,5 млн. сом).

 По итогам 2017 года

69,2 % прибыли - 2 736,5 млн. сом не были обеспечены реальными доходами, так как получены:

- от признания доходов по курсовой разнице кредитных обязательств (1 979,6 млн. сом),

- от признания доходов по ранее начисленным резервам на сомнительные долги (756,9 млн. сом).

При этом, непокрытый убыток прошлых лет на 01 января 2019 года составляет – 3 583,2 млн. сом (2012-2015 г.г.).

В связи с привлечением заемных средств, сумма обязательств ОАО «Электрические станции» ежегодно увеличивалась, и в настоящее время составляет 98,7 % от стоимости активов компании (при рекомендуемом значении не более 50,0 %  - для сохранения финансовой устойчивости).

 

Годы

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Активы на конец года  (млрд. сом)

21,3

21,1

29,5

35,0

42,4

54,4

55,9

Обязательства на конец года          (млрд. сом)

15,3

16,1

28,2

37,0

42,2

53,3

55,2

Собственный капитал              (млрд. сом)

6,0

5,0

1,3

-2,0

0,2

1,1

0,7

В настоящее время учетная стоимость основных производственных фондов ОАО «Электрические станции» в несколько раз ниже их реальной стоимости.

Название филиалов и станций

Стоимость ОПФ на 01.01.2019 г.                                (млрд. сом)

Удельный вес                (%)

ТЭЦ г. Бишкек (2017 год)

28,9

61,4 %

Камбар-Атинская ГЭС-2 (2010 год)

10,2

21,7 %

Все  остальные производственные фонды

8,0

16,9 %

ВСЕГО  стоимость ОПФ

47,1

100,0 %

 

Соответственно амортизационные отчисления, за счет которых могли бы обновляться основные фонды, также в несколько раз меньше должного размера.

Необходимая переоценка основных средств и увеличение амортизационного фонда не производились, так как должны сопровождаться соответствующим увеличением тарифов на энергию.    

В связи с перекосами в тарифной политике, инвестиции на восстановление и обновление основных производственных фондов, имеющих стратегическое значение для Государства, компания вынуждена производить также за счет привлечения заемных средств.

Только за 2010-2018 годы компания получила кредиты на реконструкцию и обновление основных производственных фондов на общую сумму 28,0 млрд. сом, в том числе по годам:

 

Годы

2012

 2013

2014

2015

2016

2017

2018

Всего

за 7 лет

Освоены кредиты на развитие основных фондов

 (млрд.сом)

0,2

0,7

6,1

4,2

7,9

6,0

1,9

27,0

По состоянию на 01 января 2019 года задолженность ОАО «Электрические станции» по государственным заемным средствам составляет 47,2 млрд. сом (текущая – 1,4 млрд. сом, долгосрочная – 45,8 млрд. сом).

Учитывая настоящее финансовое положение, дальнейшее увеличение долговой нагрузки для компании не приемлемо, так как сумма выплат по уже заключенным кредитным соглашениям составит до 2042 года порядка 79,2 млрд. сом. График погашения обязательств по государственным заемным средствам по годам следующий:

 

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

Сумма к погашению (млрд. сом)

2,2

2,5

2,8

3,6

3,8

3,2

5,9

5,8

 

Годы

2027

2028

2029

2030

2031

2032

2033

2034

2035

Сумма к погашению (млрд. сом)

5,8

5,8

5,7

5,2

4,3

4,2

4,1

4,1

1,9

 

Годы

2036

2037

2038

2039

2040

2041

2042

Всего

Сумма к погашению (млрд. сом)

2,1

1,5

1,4

1,3

1,3

0,3

0,3

79,2

 

С учетом прогнозных показателей ОАО «Электрические станции» нуждается в комплексной реструктуризации предстоящих обязательств по государственным заемным средствам.

Без соответствующей тарифной политики ОАО «Электрические станции» не в состоянии своевременно погашать вышеуказанные обязательства по займам.

Однако для сохранения действующего производства, обеспечения энергетической безопасности Республики, создания условий для роста экономики страны и выполнения обязательств по Проекту CASA-1000 ОАО «Электрические станции» будет вынуждено в ближайшие годы  получать новые займы для реализации государственных проектов по развитию генерирующих мощностей.

Необходимость реструктуризации

После оптимизации расходной части бюджета на 607,2 млн. сом,  проект бюджета ОАО «Электрических станций» на 2019 год сформирован с дефицитом 3 665,9 млн. сом. При этом доходы составляют  9 892,4 млн. сом, при условии стопроцентного поступления выручки от продаж, расходы и финансовые обязательства - 13 558,4 млн. сом, в том числе обязательства по кредитам - 2 172,9 млн. сом.

В целях снижения дефицита бюджета, ОАО «Электрические станции» максимально оптимизировало свои расходы и считает, что без реструктуризации обязательств по кредитам не сможет полноценно осуществлять производственную деятельность.

Уже с июня 2019 года компания будет не в состоянии выплачивать обязательства по кредитам, так как сумма к выплате составит в этом месяце  - 320,7 млн. сом. Соответственно обязательства компаний будут увеличиваться в связи с начислением штрафных санкций, со стороны Министерства финансов Кыргызской Республики могут предприниматься меры принудительного взыскания долга путем ареста расчетных счетов.  

Соответственно в разгар подготовки к предстоящему отопительному сезону компания будет вынуждена приостановить выплаты по счетам поставщиков и подрядчиков и тем самым поставить под угрозу срыва выполнение мероприятий по подготовке к зиме.

На основании вышеизложенного и учитывая важность задач стоящих перед акционерным обществом, прорабатывается вопрос  реструктуризации обязательств по государственным заемным средствам в 2019 году – 1,2 млрд. сом, в 2020 году – 1,5 млрд. сом, с переносом выплат на 2042-2043 годы. 

 

Хронология

  1. В октябре 2018 года Государственным комитетом промышленности, энергетики и недропользования КР инициирован проект распоряжения Правительства КР о реструктуризации задолженностей открытого акционерного общества «Электрические станции» и открытого акционерного общества «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» по государственным заемным средствам, подлежащей погашению в 2019-2020 годах. (№09-5/12858 от 17.10.2018 г.) 
  2. Данный проект распоряжения был согласован со всеми министерствами и ведомствами, кроме Министерства финансов Кыргызской Республики, который запросил информацию по технико-экономическим показателям компаний исходящим №19-04-01/12247 от 23.10.2018 г.
  3. ОАО «Электрические станции» исходящим №22-3/И-2210 от 13.11.2018 г. направило в ГКПЭиН КР пакет документов, предусмотренных «Положением о порядке выделения, учета и обеспечения возврата государственных заемных средств» для последующего предоставления в МФ КР.
  4. Министерство финансов письмом №19-04-01/498 от 17.01.2019 г., сообщает по нецелесообразности предоставления реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭС Кыргызстана».
  5. ОАО «Электрические станции» исходящим №25-5/В-94 от 26.02.2019 г. на запрос Министерства финансов №19-04-01/705 от 11.02.2019 г., предоставляет дополнительную, детальную информацию для определения платежеспособности компании. Кроме того, проводились встречи с представителями министерства, давались пояснения по всем вопросам, с предоставлением более  расширенной информации.
  6. Министерством финансов исходящим №19-04-01/1539 от 25.03.2019 г. были направлены в ОАО «Электрические станции» сотрудники в целях проведения анализа расходов и доходов за 2016-2019 годы. Все необходимые данные были предоставлены.
  7. В настоящее время экспортная группа Министерства финансов занята определением платежеспособности ОАО «Электрические станции» и ОАО «НЭС Кыргызстана» на основе данных за 2016-2019 годы.    

 

 

Поделиться материалом